25 мая 2016

Бюджет-2015: где тонко, там и рвется

Заметки о состоявшемся ежегодном отчете губернатора перед островной думой

> Елена Герцен, фото автора
Вообще-то, конечно, говорить в середине года об исполнении бюджета года предыдущего – занятие несколько странное. Но так у нас принято – несколько месяцев подбивать итоги, проводить проверки, а когда очередной финансовый год уже в разгаре и пора смотреть, чего мы там нынче насобирали и нарасходовали, приходит пора анализа уже давно состоявшихся фактов. Цель его туманна – исправить ведь ничего невозможно. Остается посетовать на отдельные недостатки и принять свершившееся. Что и произошло в очередной раз на недавно прошедшем отчетном мероприятии губернатора Олега Кожемяко по исполнению областного бюджета-2015.

Главное, отметил выступающий, - несмотря на финансовый кризис, бюджет удалось перевыполнить. По основным социально-экономическим показателям по итогам 2015 года Сахалинская область находится в числе передовых регионов страны. Валовый региональный продукт составил более 110 % к уровню 2014 года. Индекс промышленного производства достиг почти 114 %. Размер реальной заработной платы сахалинцев и курильчан составил 99,4 %. (при среднероссийских показателях в 90,7 %).

В общем, если окидывать картину исполнения бюджета с высоты птичьего полета, то выглядит она весьма прилично. Но если спуститься пониже, ландшафт начинает являть всяческие прорехи и огрехи. И главное не в том, что они есть: бюджет дело живое и как живой организм идеально не функционирует, а в том, что его болезни уже давно приобрели хронический характер.

Вот цитата в подтверждение. Доходы консолидированного бюджета области за 2015 год составили 223,4 млрд. рублей. (143,7% к уровню 2014 г.). Из них налоговые и неналоговые доходы – 218,2 млрд. рублей. Основной прирост обеспечен за счет платежей, связанных с реализацией углеводородов в рамках реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В целом генеральная задача региональной и местной власти состоит в том, чтобы за счет ускоренного развития наших приоритетных секторов обеспечить реальную диверсификацию региональной экономики и избавить наш бюджет от чрезмерной зависимости от нефтегазовых доходов. Ведь снижение цен на углеводороды на мировом рынке сказывается на состоянии нефтегазовой отрасли, соответственно, и региональной казны. В условиях сокращения доходной части бюджета особенно актуальным становится вопрос разумного использования средств. Значительные бюджетные возможности должны обеспечить реальные изменения в качестве жизни людей. Отсюда, как сказал губернатор, наши с вами решения по благоустройству населенных пунктов, активизации работы по капитальному ремонту жилья, благоустройству и озеленению дворовых территорий, приведению в порядок имеющихся и строительству новых дорог. Безусловно, важны решения по поддержке жителей области: ветеранов, детей войны, многодетных семей и других категорий граждан.

Главным приоритетом Олег Кожемяко назвал обоснованность, эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.

«Напомню, что отсутствие прозрачности в определении цены, технических характеристик и других условий закупок приводили к негативным результатам, низкой эффективности использования бюджетных средств. Для наведения порядка в этой сфере в течение 2015 года был принят ряд принципиальных решений. Были созданы региональный центр по ценообразованию и центр дорожного мониторинга. Мы приняли ряд решений по нормированию бюджетных расходов по ряду направлений. В частности, установили предельную стоимость 1 кв. м жилья, ввели нормативы расходов по отдельным направлениям деятельности бюджетных учреждений и так далее. Это дало возможность установить жесткий контроль именно на первом этапе госзакупок, когда формируется начальная цена. Заработало министерство по развитию контрактной системы, которое осуществляет ежедневный мониторинг всех размещенных закупок», - рассказал Кожемяко и привел примеры.

В результате выявленных нарушений отменено более двухсот закупок на сумму более 420 (четырехсот двадцати) млн. рублей. Возвращена на доработку конкурсная документация по закупкам на сумму более 460 (четырехсот шестидесяти) млн. рублей. Детально проверена конкурсная документация по трем десяткам муниципальных закупок.

Таким образом, только за 4 месяца текущего года правительством пресечено неэффективное расходование бюджетных средств почти на 1 млрд. рублей. С 1 апреля 2016 года начала работу служба централизованного размещения госзаказа. Здесь также уже порядка 60 заявок с расходами около 500 млн. рублей не допущены к размещению и возвращены на доработку.

«Таким образом, мы не только ужесточаем требования к закупкам, но и повышаем их прозрачность. И это первое, что мы должны делать в условиях сокращения доходной части бюджета. И всё это – только первые шаги нашей работы…».

Приоритетными сферами развития областное правительство обозначило сельское хозяйство, туризм и рыбопромышленный комплекс, на этих секторах экономики региональные органы власти сконцентрировали основные усилия в 2015 году, создавая нормативную базу и закладывая новые проекты.

Порадовало, что уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2015-го составил 0,7 %. (при среднероссийских показателях 1,3 %). Однако, несмотря на низкий уровень регистрируемой безработицы в целом по области, по районам ситуация заметно отличается. Самый низкий уровень регистрируемой безработицы (на конец 2015 года), по словам губернатора, зарегистрирован в муниципальных образованиях: городской округ «Город Южно-Сахалинск» (0,2%), «Корсаковский городской округ» (0,4%), «Невельский городской округ» (0,4%), «Анивский городской округ» (0,5%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в «Макаровском городском округе» (3,8%) и «Томаринском городском округе» (2,1%). Далее цитата Олега Кожемяко.

- На конец декабря потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости, составила 18,4 тыс. свободных рабочих мест, из них более 70% - по рабочим профессиям. Наиболее емким по числу вакансий остается рынок труда областного центра.

Вместе с тем в области продолжает сохраняться несоответствие спроса и предложения рабочей силы, недостаток квалифицированных работников в отдельных отраслях экономики. Наибольший спрос на рабочую силу отмечен в строительстве, рыболовстве, сельском и лесном хозяйстве, здравоохранении, добыче полезных ископаемых.

Очевидно, что этот момент беспокоит правительство. Как и незначительный спад по некоторым сферам деятельности. В 2015 году он был зафиксирован, например, в строительной деятельности. Произошло это по нескольким причинам. В декабре 2014 года после обвала курса рублю и значительного роста ставок по кредитам многие крупные предприятия не смогли продолжить работу по ранее выигранным контракта. Некоторые компании, ранее получавшие сверхдоходы, свернули свою деятельность. Тем не менее, ситуация под контролем. Мы выстраиваем работу с добросовестными подрядчиками. Продолжаем наращивать объемы строительства в рамках существующих программ.

Самое главное, что в прошлом году была создана крепкая основа для дальнейшего поступательного развития экономики. Во многом это стало результатом вдумчивого подхода к реализации бюджетной политики.

Справедливо отметить, что доклад был содержательным и коснулся всех сфер жизни сахалинцев и курильчан. Депутаты активно задавали вопросы и легко получали на них ответы.

На днях в областном правительстве состоятся парламентские слушания по исполнению бюджета. Есть надежда на еще более детальное обсуждение проблем. Например, что без аукционов нынче и пачку бумаги не купишь, а пока торги проведешь, время и ушло, особенно если остается его всего ничего до нового финансового года. Однако и сами муниципалитеты так и не научились вовремя прогнозировать, грамотно составлять документы. А на выходе – нерешенные проблемы, ущемление интересов жителей городских округов.

Естественно, по итогам парламентских слушаний будут даны рекомендации (мы расскажем об этом на страницах следующего выпуска журнала). Естественно, стороны призовут друг друга к рачительности и более тщательному подходу к прогнозированию и исполнению бюджета. Но наверняка что-то снова помешает всерьез отнестись и к рекомендациям, и к призывам. Может быть то, что они стали такими же привычными, как смена времен года?

P.S. И напоследок главные цифры. По состоянию на 1 января 2016 года численность населения Сахалинской области составила 487,3 тыс. человек (предварительные данные) и по сравнению с аналогичной датой 2015 года снизилась на 1,1 тыс. человек (на 0,2%). Основные причины сокращения численности населения - продолжающийся отток за пределы области и высокая смертность. Миграционный отток за 2015 год составил 1,3 тыс. человек (2014 год – 2,9 тыс. человек). Этому способствует отдаленность островной области от центральной части России, а также фактор опасных природных явлений.

Источник: САХАЛИН P.S.

НОВОСТИ
Сахалин и Курилы 17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>> Дальний Bосток 16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>

comments powered by HyperComments