5 мая 2016

Адреналиновая логика

Борьба с любителями покататься на чужом авто часто похожа на игру в шахматы

> Евгений Аверин

Различия менталитетов

Алексею Аболу всегда режет слух, когда кто-то говорит про его подчиненных, что они занимаются угонами. Потому что его подчиненные служат в уголовном розыске южно-сахалинской полиции, в отделении по борьбе с угонами и кражами автотранспорта. Поэтому Алексей как руководитель отделения поправляет: наши люди не угонами занимаются, а противостоят этим преступлениям, почувствуйте разницу.

Работу в отделении можно сравнить с игрой в шахматы – нужно просчитывать ходы соперника, вычислять, где у него слабые места и строить ему ловушки. Одним словом, проявлять неординарность мышления и действий. Иначе нельзя – соперник личность интеллектуальная, можно сказать, даже креативная. Только креатив направлен не на благо. Не зря угонщики в криминальной табели о рангах занимают верхние строчки. Одним словом, элита. Там нет алкоголиков или наркоманов, которым надо добыть деньги на очередную порцию. Менталитет автоворов отличается от менталитета грабителей или карманников. Когда это осознаешь, сможешь понимать логику злодеев и предугадывать их ходы.

Алексей вспоминает, что понимание пришло не сразу. В отделение по борьбе с угонами он пришел в 2012 году, до этого уже два года работал в уголовном розыске. Нужно было время, чтобы вникнуть в психологию своего «клиента». Она такова, что человек, один раз угнав, совершит попытку снова.

– Наверное, у людей возникает жажда получить порцию адреналина, и это сродни наркомании. Эта жажда сильнее страха наказания, – говорит Абол. – Показательный случай: в Новоалександровске задержали парня, который сел без спроса на чужую машину. Полиции он объяснил – хотел покататься и бросить. Его допросили как подозреваемого, взяли подписку о невыезде и до поры-до времени отпустили домой. Ну а дальше… Он дошел до торгового центра, увидел на площадке машину с оставленными ключами. Сел в нее и поехал. Не мог пройти мимо. С момента выхода из отдела полиции не больше 10 минут прошло! Еще один случай – злодей, ранее судимый, в том числе и за угоны, «работал» на АЗС. Увидит, что машину оставили с ключом в замке – и за руль.

Не старше 40

Угонщики удивляют или неординарностью ходов, или их простотой. Был случай, когда стального коня утащили, вызвав эвакуатор. Его водитель поверил на слово – машина сломалась, надо ее отвезти к дому… Кстати, давно замечено что в Южно-Сахалинске эвакуаторщики зачастую документы на транспорт не смотрят – интересуются только оплатой. Немало эпизодов, когда чужой автотранспорт похищали, просто подцепив его на буксир.

Ну и классика жанра – разбирается замок зажигания, соединяются провода, и двигатель заведен.

Часто люди, жаждущие адреналина, объединяются в группы для выполнения коммерческих заказов – угнать автомобиль либо для разбора на запчасти, либо для того, чтобы перебить номера на агрегатах под имеющиеся документы.

Еще реже автомобили в областном центре угоняют с целью выкупа. Как правило, это дорогие машины, премиум-класса, стоимостью от миллиона рублей.

Отличительная черта Сахалина – у нас не похищают авто для продажи или легализации на материке – экономически невыгодно. При этом в области всплывает дорогой автотранспорт, краденый в европейской части страны. Получается, для преступников все затраты окупаются.

Совсем редко, но случается, что на нашем острове находят автомобили, которые умыкнули в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Ориентировки на них присылает Интерпол. Бывает, что владельцы в другой стране не требуют вернуть транспорт назад – накладно, да и страховку они получили.

Отдельный пласт в сообществе угонщиков – подростки, занимающиеся этим ремеслом исключительно ради забавы. То есть ради адреналина. В 2014 году задержали одну такую группу. Дети тоже удивили: похищали у хозяев машины, перегоняли их в дачный массив, подальше от посторонних, и все с одной целью – погонять. Причем не просто поездить с большой скоростью, а именно устроить бой машин – чтобы помять их и разбить окончательно. Ввиду несовершеннолетия им дали условный срок…

Другая отличительная черта сообщества, говорит Алексей Абол, – это возраст. Он редко превышает 40 лет. Старые кадры ушли на покой, за прежний промысел берутся крайне редко.

Все меньше случаев, когда автомобиль крадут, разбирая замок двери. На смену этим способам идут высокие технологии. Не так давно сотрудники отделения накрыли организованную группу. Она занималась тем, что похищала машины, отключая сигнализацию с помощью сканеров. Эти устройства изготавливают на материке кустарно, стоимость их варьируется, как и стоимость машин, – от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

Кстати, некоторые марки «сигналок» не по зубам даже самому дорогому сканеру…

На счету группы – 9 доказанных эпизодов, хотя сыщики не без основания предполагают, что их больше.

Если подвести подобные эпизоды к общему знаменателю, можно сделать вывод – сейчас в сфере угонов и краж автотранспорта наблюдается застой. Не то что лет 5-10 назад. – Но тем не менее, для нас это не повод расслабляться, – говорит Алексей Абол. – Группировки угонщиков могут возникнуть стихийно. Возьмут люди да соберутся вновь ради одной-двух машин. Поэтому мы контролируем всех, кто попадал в наше поле зрения. Думаю, они и сами понимают, что на их хитрость всегда будет ответный ход. Рано или поздно злодей, даже самый опытный, проколется.

Поэтому пожелание розыскников всем автомобилистам – не облегчать жизнь злоумышленникам. Для этого есть простые, но эффективные способы. Первым делом – не оставлять ключи в замке даже если оставляете машину на минуту. Как показывает практика, угонщик в таком случае мимо не пройдет, появится непреодолимое желание прокатиться. Запертый автомобиль такой страсти не пробудит.

Из практики отделения по борьбе с угонами и кражами автотранспорта

Бывают эпизоды, когда люди лишаются стального коня не из-за оставленного ключа или отключенной «сигналки». Иногда подводит невнимательность или излишняя доверчивость. Речь идет о процедуре покупки. Например – договор купли-продажи подписывает не сам владелец, а его близкий родственник – сын, брат, дядя… Как следствие – хозяин приходит с заявлением что у него нет автомобиля, выясняется, что он продан, а в договоре другая подпись. Покупку приходится возвращать – на законных основаниях. Возвращение денег займет немало времени и будет стоить нервов.

Бывали случаи, когда прежние хозяева автомобиля оставляли себе дубликаты ключей и запасной брелок автосигнализации, а потом привлекали посторонних для угона. Чтобы избежать такого сценария, полиция советует либо поменять сигнализацию, либо перепрограммировать брелок.

Бывали случаи, когда подавая заявления об угоне, люди пытались скрыть ДТП. Этим они только усугубляли свою вину – такие действия квалифицируются в Уголовном кодексе по статье 306 как ложный донос. За него предусмотрена уголовная ответственность. За ДТП, если нет тяжких последствий – только административная.

Еще одно наблюдение сотрудников отдела по борьбе с кражами и угонами автотранспорта – некоторые «клиенты», избежав наказания по «угонным» статьям, попадались потом на тяжких преступлениях и получали большой срок – несравнимый с тем, что дают за угон или кражу автомобиля.

По материалам РИА САХАЛИН - КУРИЛЫ

НОВОСТИ

Сахалин и Курилы

17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>>

Дальний Bосток

16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>

comments powered by HyperComments