2018 год

Принесение в жертву медведя

Альманах№9

(Продолжение. Начало в Альманахе №8 )

В обыкновенное, непраздничное время у айно не существует ни общественных игрищ, ни увеселений, всё это относится к дням праздничным, сопряжённым с какими-нибудь религиозными обрядностями. Наиважнейшим из таких торжеств следует считать праздник медведя, который совершается в полнолуние декабрьского месяца.

Праздник этот имеет тем более интереса, что на него стекаются айно не только окрестных селений, но приезжают иногда на собаках за сто и более вёрст. Съезжаются гости за два дня до праздника, тогда же начинается угощение и танцы. Многолюдное общество мужчин располагается около очагов отдельным кружком, а женщины и девушки сидят отдельно. Угощают в продолжение целого дня, подают рис, сарану, и, как лакомство, клюкву с нерпичьим жиром. Пьют очень часто рисовую водку и своего изделия амама-саки, айнская рисовая водка, кисловатый густой напиток, напоминает с виду рисовый же пюре. На вкус напиток не дурен, но видеть приготовление неприятно: рис отваривают, прибавляют туда солоду и затем, перелив в деревянную кадку, укутывают собачьими и нерпичьими шкурами, давая таким образом рисовому отвару закваситься и перебродить. Через три или четыре дня хозяйка берёт простую кадку, накладывает на неё решето, и, наполнив последнее перебродившею кашей, выжимает и растирает её руками.

Во всей этой процедуре хуже всего то, что хозяйка перед тем, чтобы гнать водку, и не подумает вымыть руки, или лучше сказать, она тут-то их и моет; грязь уходит в водку.

***

В девятом часу начинаются песни и танцы; хор очень немудрёный, это не песни даже, а какой-то дикий припев и повторение одних и тех же гортанных звуков, часть хора издает и повторяет звук Iоо- Iоо- Iоо и так далее без конца, другая же часть побасистее - отрывистый звук Имъ- Имъ- Имъ-… При танцах кружок встаёт, берётся за руки и с тем же припевом топчется на месте; топчутся, топчутся, затем приседают два раза и принимают шаг в сторону справа налево или слева направо… и при звуке Имъ- Имъ все в такт прихлопывают в ладоши…

Бал кончается самым своеобразным образом около 11-ти часов вечера: танцуют добрых полчаса без отдыха и затем с громким криком «Имъ!» все разом выбегают из юрты. Женщины расходятся спать по соседним юртам, а в юрте хозяина остаются только гости мужчины. С вечера, накануне самого торжества, юрту стараются убрать как можно наряднее: по стенам развешивают парадные парчовые халаты и сабли, которые особенно ценятся туземцами.

Угощение и пляски продолжаются до рассвета, а на рассвете множество мужчин и женщин окружают клетушку медведя, ложатся на землю ничком и начинают выть и оплакивать его кончину. Одновременно с тем распорядители праздника занимаются приготовлениями к принесению в жертву медведя.

В нескольких саженях за юртой хозяина насаживают полукругом ряд ёлок, в полукруге устанавливают в одну линию несколько прочных инау и на них натягивают циновки, образуется что-то вроде драпри, по которому развешиваются парадные халаты и сабли. Несколько отступя ближе к юрте, вбивают в землю двухсаженный прочный инау, к которому и привязывают медведя. В общем, выходит очень недурно и оригинально. Всего труднее связать медведя и притащить его к месту жертвоприношения. С этою целью заготовляют длинные ремни из сивучьей кожи, на конце каждого ремня устроена широкая петля, которую на палке просовывают в клетушку, в то же время с противоположной стороны раздражают медведя шестами. Всё искусство состоит в выборе момента для того, чтобы накинуть петлю, охватив ею медведя поперёк живота, следовательно, голова и передние ноги должны проскочить в петлю. Несколько айно взбираются одновременно на крышу клетушки с тем, чтобы разобрать и сбросить верхние брёвна, как только удастся спутать медведя. Возня при этом страшная, крики, шум и гвалт невыразимые…

Как только часть верхних брёвен скинута, медведь устремляется в отверстие, а айно, раскидывающие крышу, ухватившись за концы ремней, бросаются в сторону, удерживая таким образом зверя на месте, а человек десять смельчаков вскакивают на мишку верхом, держат за уши и убирают различными соломенными украшениями; затем, разукрасив, тащат к месту приношения с диким воплем: «Огу-го! Огу-го! Огу-го!». Вот уж буквально бедному мишке ни вправо, ни влево…

Таким образом, весьма торжественно, его дотаскивают до столба и прицепляют к последнему ремнями. Наконец, когда медведя окончательно спутают, то один из старейших шаманов берёт в руки полуторасаженный инау и говорит над медведем что-то вроде молитвы.

После молитвы к медведю подходит пользующийся известностью стрелок, и, выбрав удобную минуту, посылает ему стрелу под левую лопатку с такой силой и ловкостью, что агония зверя продолжается всего несколько секунд; сначала хлынет кровь пастью, и затем несчастный мишка, повалившись на бок, кончает своё существование. Тогда несколько айно припадают к нему головами и начинают рыдать и причитывать, это продолжается, впрочем, недолго.

Оплакав медведя, его раскладывают на животе, расправив голову и лапы, голову убирают соломенными украшениями…

Торжество заканчивается, наконец, тем, что череп медведя начиняют клюквой, сараной и ещё чем-нибудь из съедобного, затем относят в лес и подвешивают к одной из групп инау, посвящённых Горному богу. Мясо медведя употребляется в пищу как мужчинами, так и женщинами. Обыкновенного же мяса, т.е. нашей говядины женщины не едят, так как между ними существует поверье, что от этого мяса можно лишиться плодовитости.

Обряд подвешивания черепа медведя к инау Горного бога соблюдается не только по окончании праздника медведя, но и при всяком случайном убиении зверя. Так, 19 июля 1868-го года ко мне явилась целая депутация айно с просьбою о выдаче головы медведя, убитого дня за два, за три нашими постовыми солдатами. Выданную голову начинили всякой дрянью и отнесли тут же по соседству в лес…

Иван Поляков,

отрывок из книги «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Бесплатное ежемесячное приложение к журналу «Новь» -1895 год (№ 7-12, май по октябрь)» под общ. ред. П. П. Семенова. - Санкт-Петербург; Москва: Издание М. О. Вольфа, Восточная Сибирь. Очерк IV. Сахалинъ, стр. 239, 240, 241

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>> 6 декабря 2018 «Дальневосточную ярмарку» в Москве назвали нерыбной ...>> 6 декабря 2018 На Сахалине и Курилах отмечена естественная убыль населения ...>> 4 декабря 2018 Сахалинская область получит 43 млн руб. из федерального бюджета на детские технопарки ...>> 3 декабря 2018 Кожемяко получил бы примерно 50% голосов на выборах главы Приморья в ближайшее воскресенье - опрос ВЦИОМ ...>> 3 декабря 2018 Авиабилеты с Колымы на Камчатку подешевели в три раза - до 8,5 тыс. рублей ...>> 3 декабря 2018 Горнолыжные комплексы Сахалина готовы к сезону ...>>

В мире

6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>> 3 декабря 2018 Минтруд пересчитает малообеспеченных россиян в регионах ...>> 3 декабря 2018 Третьему сектору не хватает доверия власти ...>> 19 ноября 2018 Восемь оленеводов, дрейфовавших на льдине в Якутии, спасены ...>> 23 октября 2018 "Зеленые" выдвинут Митволя кандидатом в губернаторы Приморья 26 октября ...>>

comments powered by HyperComments