1 сентября 2019

«Узнать правду я смог только через диалог с жителями»

Валерий Лимаренко о справедливом подходе к каждому и задачах новой экономики

> Мария Полякова

О новом в жизни и экономике региона на страницах СМИ сегодня говорится очень и очень много, но информация часто теряется в потоке новых событий.
Об итогах работы правительства за текущий год и новых задачах в интервью журналу обстоятельно рассказал врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко.

– Валерий Игоревич, вспомним начало года, которое ознаменовалось запуском масштабной программы по решению блока проблем – в социальной сфере, здравоохранении, с транспортом и жильем. Как определялись приоритеты, за счет чего удалось мобилизоваться в короткие сроки?

– Во-первых, с самого начала мы выстроили систему обратной связи с жителями области – у людей должна быть возможность рассказать о своих проблемах. Считаю, только через диалог с жителями городов и поселков «глаза в глаза» я смог узнать правду о жизни на островах, и сам был услышан.

Запустили такие сервисы, как горячая линия по вопросам здравоохранения «1-300» и портал для решения проблем дома, двора и района «Сахалин.Онлайн». Этим же целям служат мои рабочие поездки по муниципалитетам и встречи с сахалинцами, прошедшая прямая линия. Задать вопрос правительству можно и в социальных сетях – все вопросы и жалобы сразу берутся в работу.

Отмечу, это еще и сбор информации. Благодаря обратной связи удалось определить ключевые направления работы и узнать о многих проблемах. Например, выяснилось, что аварийного и ветхого жилья гораздо больше, чем считалось ранее. Стал понятен настоящий масштаб дорожного строительства, который необходим области. Стало очевидно, что нужно менять систему записи в областную стоматологию и вообще реформировать островную медицину.

Главной задачей мы определили создание комфортных условий для жизни на островах. А это означает доступную и качественную медпомощь, асфальтированные дороги, дешевые авиабилеты по разным направлениям, которые всегда в наличии, современное надежное жилье, благоустроенные города и села, помощь растущим семьям, пенсионерам и всем, кто в ней нуждается.

По всем этим направлениям работа идет полным ходом. Единой командой, вместе с районными властями, депутатами и жителями буквально за несколько лет нужно запустить на островах масштабные изменения. Перемены к лучшему люди должны видеть каждый день – это залог развития области и главная цель правительства.

– Судя по обращениям к вам во время прямой линии, сахалинцев больше волнуют аварийное жилье, старые инженерные сети, плохая вода, разбитые дворы... А потом уже медицина и остальное. Как областное правительство намерено решать эти задачи?

– Это очень объемный вопрос. Конечно, людей больше волнует то, с чем им приходится сталкиваться каждый день. В улучшении жилищных условий сегодня нуждаются более 15 тысяч семей сахалинцев и курильчан. Для этого необходимо нарастить объемы строительства до 500 тысяч кв. метров жилья в год (почти вдвое) и построить 3 миллиона «квадратов» к 2024 году, отремонтировать почти 1500 дворов и больше 4 тысяч многоквартирных домов.

Теперь о том, что уже сделано. Финансирование программы по расселению аварийного и ветхого жилья на 2019 год увеличили втрое – до 4 млрд. рублей. С Министерством обороны РФ достигнута договоренность о передаче неиспользуемых военных земель под жилое строительство и социально значимые объекты. Всего более 12 тысяч гектаров. Принято решение о сокращении инвестиционного цикла по строительству на 30 дней.

С апреля между жильцами аварийных домов и администрациями муниципалитетов заключаются соглашения о намерениях о переселении. Так люди будут понимать, когда и какое жилье они получат, а власти смогут быстрее высвобождать земельные участки под новые дома. На середину июня было заключено уже 955 соглашений в 14 муниципалитетах. По площади это примерно 26 тысяч кв. метров, или около 10 процентов аварийного жилья, которое нужно расселить до конца 2020 года.

За полгода новоселье отметили жители Охи, Ногликов, Южно-Курильска, Долинска – уже несколько сотен человек. До конца года переезда дождутся жители еще 7 районов.

Кроме того, в области уже отремонтировано 54 многоквартирных дома, до конца года к ним добавится еще 521 дом. Заключены контракты на ремонт 200 дворов.

В этом году запланировано благоустройство 20 общественных пространств, в том числе парка культуры и отдыха в Корсакове, где появится детский игровой городок, парка имени Ленина в Долинске, сквера в Быкове (Долинский район), парка Леонова в Александровск-Сахалинске.

– Расскажите подробнее о ситуации с водоснабжением и водоотведением?

– Я вам так скажу: 45процентов всех сетей – в ветхом и аварийном состоянии, отсюда перебои с подачей и качеством воды. 49 процентов сточных вод не проходит через системы очистки, что наносит ущерб экологии региона и вредит здоровью жителей.

За полгода началась работа по реконструкции и строительству на 12 объектах водоснабжения в Анивском, Тымовском, Холмском, Томаринском, Долинском, Невельском, Углегорском и Александровск-Сахалинском районах и в Южно-Сахалинске. В Анивском, Тымовском, Холмском, Александровск-Сахалинском, Углегорском и Томаринском городских округах ввод объектов в эксплуатацию запланирован на этот год. К 2024 году должно завершиться строительство 53 объектов во всех муниципальных образованиях.

Например, в Южно-Сахалинске будет построен водозабор «Южный» производительностью 20 000 м3 в сутки, сейчас объект проектируется (сдача в 2019-2020 годах). Это позволит обеспечить бесперебойным водоснабжением без малого треть жителей южной части областного центра.

Благодаря строительству магистрального водопровода и очистных сооружений на реке Малке, повысится качество водоснабжения у жителей Холмска, а это более 35 тысяч человек. Улучшится водоснабжение у более 10 тысяч жителей Анивского района (Анива, села Воскресенское, Песчанское и Рыбацкое), а также Александровск-Сахалинского, где долгое время люди жалуются на плохое качество воды, теперь эта проблема останется в прошлом.

– Самая популярная в новостной повестке тема – как нас лечат. В каком состоянии пребывает наша медицина? Есть ли шансы в короткое время поднять ее на высокий уровень?

– Тема действительно больная. Сегодня во многих районах области люди не могут оперативно и в полной мере получить медицинскую помощь, попасть на прием к врачу. И главная причина – нехватка кадров, решение этого вопроса – задача номер один. Поэтому в начале года для уже работающих специалистов была проиндексирована зарплата, а с апреля врачи и средний медперсонал в больницах и поликлиниках, которые внедряют современные стандарты, получают надбавку.

Чтобы в кратчайшие сроки привлечь новые кадры, правительство области вдвое увеличило подъемные для прибывающих на острова врачей – от 1,45 до 2,6 млн. рублей в зависимости от района, им также компенсируют до 60 процентов стоимости квартиры при ее покупке, до 25 тысяч рублей в месяц выделят на аренду. Но и отработать им теперь нужно будет минимум 10 лет. Планируем, что до октября этого года на Сахалин и Курилы приедут более 200 медицинских работников.

Будем растить и своих специалистов: с 2019 года в два раза увеличен целевой набор для выпускников, поступающих в дальневосточные медвузы – с 50 до 100. Правительство Сахалинской области будет платить им ежемесячную стипендию за хорошие оценки, а при отсутствии общежития выделять деньги на аренду жилья на время обучения.

Второе важное направление работы в сфере здравоохранения – строительство новых медучреждений, ремонт и реконструкция уже существующих, а также оснащение их самым современным оборудованием. Правительство в два раза увеличило объем финансирования на эти цели по сравнению с прошлым годом, до 1,3 и 2,7 млрд. рублей соответственно. Всего до 2024 года запланировано строительство 65 объектов здравоохранения. Уже началось строительство ЦРБ в Северо-Курильске и ФАПа в Невельском районе, завершается строительство еще пяти амбулаторий и ФАПов в селах области. В этом году также начинается строительство станции скорой помощи в Южно-Сахалинске и дополнительного корпуса поликлиники №4 и инфекционного отделения на 30 коек ЦРБ в Корсакове. На базе КДЦ будет построен новый лечебный корпус.

Островную медицину можно вывести на более высокий уровень, улучшения уже есть. Например, бесплатная стоматологическая помощь стала значительно доступнее. Количество талонов на первичный прием выросло в три раза, а записаться к стоматологу теперь можно с помощью линии по «1-300». Многие поликлиники уже увеличили часы работы – теперь они принимают пациентов до 20 часов, а все кабинеты, оснащенные МРТ и КТ, переведены на шестидневный режим работы.

– Не могу не спросить о состоянии автомобильных дорог. Сезон ремонта идет полным ходом, какие успехи?

– Лишь треть местных автодорог имеет твердое покрытие, а там где оно есть, зачастую существуют проблемы с благоустройством, освещением, устройством ливневых канализаций. А ведь нормальные дороги – это не только комфорт и безопасность при передвижении. От качества дорожного покрытия во многом зависит развитие экономики населенного пункта, жизнь и благополучие людей.

Поэтому дорогами правительство начало заниматься еще весной: в марте было принято решение перераспределить бюджетные средства со строительства областных дорог в пользу местных. В 2019 году планировалось отремонтировать только 39 километров муниципальных дорог, но за счет увеличения финансирования удастся обновить более 80. За три года – порядка 198 километров. Сейчас в большинстве районов проходят конкурсные процедуры, строительство и ремонт начнется во второй половине июля.

Асфальт, в частности, появится на улицах Центральной в Озерском и Пионерской в Долинске, на участке трассы Корсаков – Новиково, на ряде дорог в селах Малокурильское и Ильинское. В Александровск-Сахалинском районе появится мост через реку Большая Хоэ, в Южно-Курильском – пешеходная зона вдоль морского берега между Курильском и Китовым.

Для некоторых районов, увеличивших свои планы за счет допфинансирования из областного бюджета, объемы работ вообще небывалые. В том же Углегорском округе за сезон собираются привести в порядок 16 километров дорог, тогда как в 2018-м отремонтировали всего 4,5 километра.

Кроме того, регион впервые стал участником национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», это позволило привлечь дополнительное финансирование из федерального бюджета, благодаря чему в Южно-Сахалинске в этом году будет введено в эксплуатацию 6,8 дорожных километров.

Что касается дорог областного значения, то планируется ввести в эксплуатацию 29,5 километров дорог, в том числе 12 на трассе Южно-Сахалинск – Оха.

– Для роста демографии на островах в сравнении с другими регионами принимаются серьезные меры, и есть результаты: с начала года, по данным статистики, вышли из-за черты бедности более 15 тысяч жителей. Но есть ли гарантия, что эти люди вновь не станут бедными? За счет чего будет закреплен результат?

– Поддержка людей с низкими доходами – это не разовая акция и не раздача денег. В первую очередь, это адресный подход: для человека подбирается та мера поддержки, которая нужна именно ему, что позволит ему найти работу или устранить фактор, препятствующий благосостоянию.

Например, во многих районах области люди живут в частных домах с печным отоплением, и раньше им приходилось тратиться на покупку угля и дров. С этого года правительство области будет компенсировать эти расходы независимо от доходов. В связи с переходом на цифровое телевещание компенсируется часть затрат на приобретение необходимого оборудования.

Есть те категории, которые особо нуждаются в поддержке – это растущие семьи и пожилые люди. Для них за последние полгода введен комплекс новых мер. Ежемесячную социальную выплату стали предоставлять неработающим ветеранам и инвалидам боевых действий. С июня неработающие пенсионеры с «северным» стажем от 35 до 40 лет начали получать ежеквартальную выплату в размере 3000 рублей, хотя раньше финансово поощряли только тех, кто проработал на островах более 40 лет.

Семьям с новорожденными детьми с апреля предоставляют подарочный комплект детских принадлежностей при выписке из роддома. В нем все необходимое для первых дней малыша. С июля компенсации могут получить семьи, чьим детям не хватило места в яслях, это порядка 14500 рублей ежемесячно.

Мы работаем и над вопросом увеличения адресной продовольственной помощи. Если раньше набор продуктов питания предоставлялся семьям с детьми раз в квартал, то с конца года будет предоставляться отдельно на каждого члена семьи. В состав набора будет включена рыба.

Как я уже сказал, в регионе предоставляют не только материальную поддержку и льготы, но и возможность получить работу.

Например, с 1 июня у нас стартовал проект «Сестра милосердия». Мы пригласили неработающих островитян пройти обучение, чтобы оказывать услуги сиделок на профессиональной основе. К реализации этого проекта подключили представителей бизнеса и духовенства.

Все эти меры носят постоянный характер, будут появляться и новые. Благодаря этой работе к концу года планируется поддержать еще 24 500 человек и снизить уровень бедности до 4,6 процентов – вдвое к показателю на начало года.

– Несмотря на поддержку молодых семей, молодежь после окончания престижных вузов часто домой не возвращается. Как их вернуть на острова?

– Как вернуть? Предложить не менее престижную работу. В Сахалинской области есть возможности ее получить. У нас в экономике реализуются крупные международные проекты, развивается спорт, в том числе профессиональный, существует большая потребность в высококвалифицированных специалистах в здравоохранении, образовании, строительной сфере, архитектуре и во многих других отраслях.

Но той же Москве Южно-Сахалинск пока что уступает по комфорту жизни. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали разговор. Нужно максимально эффективно использовать ресурсы региона, чтобы сделать жизнь на островах лучше, строить новое жилье и дороги, развивать маршрутную авиасеть, заниматься благоустройством городов и сел, предоставлять возможности качественного лечения и получения востребованного высшего образования именно здесь.

Каждый город и поселок области должен стать притягательным, радующим глаз местом. На островах у людей должно быть все необходимое, чтобы не приходилось за этим ехать на материк. Проблем накопилось много, но они решаются. Что важно, при участии сахалинцев и курильчан.

– Еще одна болевая точка – транспортная доступность островов. Как областные власти намерены решать блок вопросов регулярного авиа- и морского сообщения?

– Поскольку мы живем в островном регионе, транспортная составляющая всегда будет влиять на стоимость завозимых товаров, делать ее выше, чем на материковой части России. Но необходимо организовать надежное сообщение с «большой землей» и с Курильскими островами, чтобы груз не простаивал, а доставлялся в приемлемые сроки. И этими вопросами мы уже занимаемся.

Основной поток грузов на Сахалин идет паромами. Сегодня на линии Ванино – Холмск их работает три, но они уже давно устарели и не справляются с необходимыми объемами. Поэтому идет строительство двух новых автомобильно-железнодорожных паромов. Мы ожидаем их в 2021 и 2022 годах.

Если сейчас три парома могут перевозить 78 вагонов либо автомобилей в сутки, то новые – 60 вагонов и 52 автомобиля. Пассажиропоток увеличится в четыре раза, грузопоток – в 2,4 раза. Что касается сообщения с Курильскими островами, то для этого направления на Невском судостроительно-судоремонтном заводе изготавливают два грузопассажирских судна типа PV-22.

В июне я с рабочим визитом посетил предприятие и проконтролировал ход строительства. Завершение теплоходов планируется в декабре 2020 года, начало эксплуатации – в первом квартале 2021-го.

– Насколько тогда увеличится пассажиропоток на курильском направлении?

– Может увеличиться в 3 раза. Сейчас на этой линии работает теплоход «Игорь Фархутдинов» вместимостью 140 мест, но благодаря двум судам к этому добавятся еще 292 места. На новых теплоходах увеличена и вместимость для грузов. Они приспособлены к эксплуатации в суровых условиях Курильских островов, имеют ледовый класс и способны к длительной автономной работе в условиях штормовой погоды.

По авиасообщению. В марте организовано авиасообщение вертолетами Ми-8 МТВ-1 между Итурупом – Кунаширом и Шикотаном, и этого не было никогда. В апреле возобновили авиарейсы в Ноглики и Шахтерск. На всех внутриобластных рейсах стоимость билетов теперь одинаковая для всех пассажиров, независимо от места регистрации, и она не превышает 7 тысяч рублей в один конец.

Кроме того, с 1 июня запустили три субсидируемых рейса из областной столицы: возобновили полеты в Петропавловск-Камчатский и Благовещенск, а также открыли авиасообщение с Комсомольском-на-Амуре. Стоимость билетов на них тоже не превышает 6 тысяч рублей.

Конечно, самая важная задача касается перевозок между Южно-Сахалинском и Москвой. У людей нет уверенности, что они смогут выбраться на материк при крайней необходимости. Не хватает билетов, не хватает рейсов. Для решения этой проблемы в авиакомпании «Россия» добились увеличения количества рейсов до 2-х в день, одновременно добились постановки на маршрут самолетов большей вместимости, таких как Boeing 777–300 ER (457 пассажиров), полеты которыми выполняются 5-7 раз в неделю. Одновременно полеты (7 раз в неделю) на данном маршруте выполняет Boeing 777–300 (373 пассажира).

Таким образом, дополнительно появилось около 2,5 тысяч посадочных мест в месяц. Несмотря на увеличенную по сравнению с 2018 годом на 12 процентов провозную емкость воздушных судов, в свободной продаже отмечается значительный дефицит билетов экономкласса. Есть, над чем работать.

– Валерий Игоревич, некоторые экономисты называют Сахалин «непознанной территорией», и даже мистической, не поддающейся общим экономическим процессам. Действительно ли, по-вашему, островной регион такой уж особенный? И такой уж трудный?

– Особенный – да. От других субъектов России Сахалинская область отличается географически, и это накладывает свой отпечаток на многие сферы жизнедеятельности. Отмечу, регион уникальный по красоте природы! Некоторые места и правда завораживают.

Но если вдуматься, у каждого из регионов нашей страны есть свои особенности, свои преимущества и недостатки. Главное не это. Самое важное – это люди, а на Сахалине и Курильских островах они очень активные, неравнодушные, волевые, искренне желающие региону процветания. Именно они – главное богатство островов. Поэтому я уверен, мы решим все задачи, в том числе и те, которые у некоторых, как вы сказали, экономистов - вызывают мистический трепет.

"Сахалин P.S." №14

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

20 сентября 2019 Молодые специалисты в Сахалинской области имеют право на выплату до 310 тысяч рублей ...>> 20 сентября 2019 Дальневосточный банк выпустил карту для детей и подростков ...>> 20 сентября 2019 Сахалинцев ждет третий российско-японский фестиваль джаза ...>> 20 сентября 2019 Sakh.com разобрался, какие пенсионеры на Сахалине и Курилах будут получать больше ...>> 19 сентября 2019 Рыбокомбинат на Курилах до конца года запустит цех по производству 8 тыс. тонн рыбной муки и рыбьего жира в год ...>> 19 сентября 2019 130 молодых профессионалов получили подъемные при трудоустройстве на Сахалине ...>> 19 сентября 2019 За восемь месяцев 2019 года на дорогах Сахалинской области погибли 45 человек ...>>

В мире

19 сентября 2019 Россия - на четвертом месте в мире по числу принятых мигрантов ...>> 19 сентября 2019 Трамп раскритиковал главу ФРС за отсутствие смелости ...>> 17 сентября 2019 ООН призвала срочно выделить $52 млн Украине на подготовку к зиме ...>> 17 сентября 2019 В правительстве Крыма поддержали идею о втором названии республики ...>> 17 сентября 2019 Под Москвой выпал первый снег ...>> 16 сентября 2019 Путин поручил Генпрокуратуре оценить исполнение природоохранного законодательства на Байкале ...>> 13 сентября 2019 Император Японии утвердил состав нового правительства ...>>