8 июня 2019

Пути сообщения

> Елена Герцен

Транспортное сообщение острова с материком для сахалинцев — вопрос номер один. Без современной инфраструктуры не будет эффективного развития региона, здесь нужна четкая и последовательная политика. О планах по оздоровлению отрасли журналу рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Олонцев.

— Сергей Петрович, морские порты острова при нашем бюджете давно могли бы стать реальными точками роста экономики. Как намерена решать эти задачи новая команда областного правительства?

— Транспортная система у острова специфическая, здесь присутствуют все виды транспорта, за исключением метро. И одной из важнейших артерий является морское сообщение.

Грузовыми перевозками, по сути, у нас занимаются четыре порта — Корсаковский морской торговый порт, Холмский, Шахтерский и Углегорский. И каждый из них имеет большое значение для экономики региона.

Большой интерес представляет программа модернизации Корсаковского порта, который находится на перекрестке морских транспортных путей из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Задача — создать на базе порта так называемые морские ворота.

Проблема в том, что акватория порта достаточно мелководная, малые глубины не позволяют принимать большие грузовые суда и круизные лайнеры. В настоящий момент мы ведем переговоры с «Росморпортом» о возможности расширить направления реконструкции. Есть предложения создать в акватории порта защищенную зону, провести реконструкцию северного и южного причалов — создать порт-убежище, что позволит судам в штормовые периоды находиться внутри порта.

Ситуация такова, что пока нет единого глобального арендатора причальных мощностей, картина их достаточно разношерстна (это и «Корсаковский порт», и «Нацрыбресурс», несколько причальных стенок принадлежат Министерству обороны). Чтобы решать вопрос комплексно, нужно консолидировать усилия и создавать единую структуру.

Приступить к реконструкции порта возможно будет после подготовки проекта и декларации на проект, губернатор уже дал поручение министерству транспорта плотно заняться этим вопросом. Результаты апрельской стратегической сессии показали, что в целом стоимость проекта может находиться в пределах 20 миллиардов рублей, эти деньги позволят и реконструировать причальные стенки, и построить новый морской вокзал.

— Какие грузы будут возить через порт? И есть ли перспектива, что круизные лайнеры будут швартоваться на Сахалине, как во Владивостоке?

— Каждый порт в принципе должен иметь свою специализацию. Корсаковский морской торговый порт не предполагает угольного направления и перевалки пылящих грузов, здесь должны осуществляться только контейнерные перевозки и со стороны Севморпути, и со стороны Дальнего Востока, и Японии.

Мощности предприятия после реконструкции позволят осуществлять наработку в идеале до 15 млн. тонн груза в год. Условия будут еще более благоприятными, если мы построим зону покоя (пункт стоянки судов). Уже есть ряд эскизных проектов, как это будет выглядеть. В том числе, куда именно будут подходить, по нашим планам, круизные суда.

Отмечу, что сегодня работа по доставке пассажиров до причала посредством тендер-ботов организована неплохо. Конечно, это не самый комфортный способ, но скажу, что порядка 70 процентов всех туристических перевозок в мире судами типа Princess предполагают именно транспортировку пассажиров от судна до причала тендер-ботами. Конечно, людям комфортнее, когда судно подходит прямо к берегу, поэтому в наших планах строить на южном терминале именно такой причал. Варианты прорабатываются, все будет уложено в декларацию проекта.

— Это еще и пассажирская линия на Курилы, особенно загруженная в летний период.

— В апреле на невских верфях произошла закладка двух новых грузопассажирских судов ледового класса, предназначенных для курильского направления. В 2020 году их обещают спустить на воду, и это обеспечит бесперебойные круглогодичные перевозки на морской линии.

— А какова ситуация со строительством новых паромов для линии «Ванино — Холмск»?

— Ситуация по этому вопросу сложилась непростая, Амурский судостроительный завод сдвигает сроки строительства. Мы там были в марте и видели весь процесс. Отставание идет по ряду причин самого завода порядка на год. По условиям контракта, суда должны быть спущены на воду и введены в эксплуатацию в 2019-2020 году, но, по всей видимости, исходя их нынешней ситуации, это будет 2021-й.

Сегодня на линии работают три парома. «Сахалинское морское пароходство», которое осуществляет морские перевозки, имеет в собственности свой флот, содержит суда в надлежащем техническом состоянии, проводит их систематический ремонт и обслуживание. На сегодня состояние этих паромов сильных опасений не вызывает, но наша общая задача — организовать бесперебойную транспортную связь.

Холмск — крупнейший порт на западном побережье острова, имеющий стратегическое значение. Говоря о развитии портовой инфраструктуры, отмечу, что у арендаторов есть большие планы по его реконструкции, и планы эти складываются из нескольких этапов. Проблема та же — нужны дноуглубительные работы и создание порта-убежища. Затраты предстоят большие, если говорить о полном объеме работ, которые предлагает компания по реконструкции. Безусловно, это поиск инвесторов, такая работа ведется.

О возможностях отремонтировать причальные мощности в Холмском порту мы договариваемся с «Росморпортом», поскольку они являются собственниками и их прямая задача содержать акваторию. Достигнута договоренность о совместном проведении с арендаторами ремонтных работ на ряде причалов, чтобы полностью обезопасить ситуацию по приходу паромов.

Ситуация в этом году осложнена еще и тем, что на острове полным ходом идет реконструкция и перекладка железнодорожных путей, нагрузка на паром максимальная — идет доставка шпальной решетки для железной дороги. Пока особых проблем нет, завозят надлежащими темпами, железнодорожники действуют в соответствии с планом.

Мы разработали план мероприятий, которые позволяют осуществлять перевозки по острову автомобильным и воздушным транспортом. Важно скоординировать действия, чтобы проблемы максимально не сказались ни на снабжении острова, ни на передвижении жителей.

— Морской порт Шахтерск сейчас, как говорится, «на высокой волне», каковы его перспективы?

— Это, наверное, один их самых развиваемых на сегодня портов, и перспектива, на которую рассчитывает и компания, и мы — достичь объема перевозки угля 10 млн. тонн, к этому есть все предпосылки.

«Восточная горнорудная компания» провела большой объем работ по модернизации разгрузочных мощностей. В том числе, работы по обустройству пункта пропуска через государственную границу. На сегодняшний день все организационные и технические вопросы решены, пункт пропуска находится в надлежащем состоянии.

— Известно, что существует уже и планы по развитию Поронайского порта…

— Поронайский порт — порт, которого еще нет. Я сейчас говорю о новом предприятии. Тот, который существует, его предназначение — отходят на задний план, и тому есть объективные причины. Количество рыбацких судов, которые обслуживаются в этом порту, значительно упало, инфраструктура находится в тяжелом состоянии. Вызвано это тем, что длительное время не проводились дноуглубительные работы, поскольку он находится близко к устью Пороная, и идет вынос грунта с материка, это способствует тому, что порт мелеет.

Но у компании есть план по строительству нового порта на границе Поронайского и Макаровского районов в районе поселка Новое, план достаточно перспективный. Предполагается строительство терминала по отгрузке угля и нефтепродуктов в случае положительного решения о строительстве НПЗ. И главное, это позволяет нам осуществлять работу с сыпучими грузами и добычей песка. На острове есть эта проблема.

Мы рассматриваем возможность развития и строительного направления, эти материалы (качественные щебень и песок) достаточно труднодоступны. Одно из мест, где можно было бы брать и отгружать песок, это как раз Поронайск. Создание порта способствовало бы развитию этого направления.

По сути, на восточном побережье острова нет порта, который бы работал и с генеральными грузами, и со всеми остальными. Мощности, которые использует «Сахалин Энерджи», скажем так, небольшие и узконаправленные.

Порт выглядит привлекательно еще и потому, что он находится вне пределов городской среды, что называется, в чистом поле, это должно быть комплексное решение вопросов и по инфраструктуре, и по обеспечению предприятия людскими ресурсами. Близко располагается железная дорога, это позволит осуществлять взаимодействие и с западным, и с восточным побережьем, и с Корсаковским портом — железная дорога свяжет все точки, и север в том числе. Это еще одна возможность увеличения грузопотоков по острову. Компания сейчас в стадии поиска инвесторов.

Важно сказать и, что есть проблемы с Невельским и Углегорским портами. Сейчас мы в стадии формирования единой стратегии транспортной структуры острова. Подчеркну, мы хотим, чтобы каждый из портов имел свое функциональное предназначение.

Все сказанное выше выглядит еще более перспективным, если мы говорим о потенциальном мостовом переходе.

— Вы верите, что эта идея осуществима?

— В Крымский мост тоже никто не верил. Отмечу, для РЖД это уже не просто идея, у них есть готовый проект на бумаге. Я думаю, это перспективная тема, хотя и выглядит немного фантастично.

В нашей ситуации строительство мостового перехода имеет геополитический смысл, и не только для острова Сахалин. Если переход будет построен, то, по сути, возникнет железнодорожное сообщение между Японией и Европой. Это огромное направление, тем более при нынешней ситуации по Транссибу, по его загруженности. Это еще одна возможность раскрытия грузопотока с Востока на Запад и с Запада на Восток через БАМ. Говорить об этом как о фантастике я бы не стал. В ближайший год, думаю, будет принято принципиальное решение о строительстве.

В этой ситуации может кардинально поменяться ситуация и с точки зрения обеспечения острова — тогда паромная переправа не будет иметь такой актуальности, а мы зависеть от погодных условий. Организация грузопотоков через остров может тоже кардинально поменяться. Если сегодня мы уголь с острова вывозим, то при создании новой схемы сможем его завозить из богатых угольных бассейнов материковой части, чтобы транспортировать через тот же Поронайский порт, по необходимости, в Юго-Восточную Азию. Очень интересный проект.

И хотелось бы, чтобы Сахалин попал в транспортную схему Севморпути. Остров географически находится немного в стороне от Севморпути, скажем, расстояние между Сахалином и Владивостоком, где уже есть мощные порты, не такое уж большое. Но суда, которые собираются использовать по Севморпути — это тяжелые суда ледового класса, каждые сутки их эксплуатации стоят очень больших денег. И если хотя бы на неделю сократятся их дорога и оборот, это будет огромная экономическая выгода.

Если организуем, в том числе, и железнодорожное сообщение через Поронайский и Корсаковский порты, то мы окажемся очень кстати на этой дороге, где появится возможность суда ледового класса разгрузить и отправить обратно. Я говорю о создании транспортного хаба на базе Корсаковского порта, который будет осуществлять дальнейшую перевозку в Юго-Восточную Азию.

— Острова готовятся встречать тысячи туристов. Есть ли в планах —оптимизировать маршрутные сети передвижения пассажиров?

— Пассажирское морское сообщение, я бы сказал, больше относится к туристическому направлению. Если вы не турист, то, наверное, предпочтете лететь самолетом.

По направлению круизных судов, как сказано выше, будем стремиться по максимуму комфортно организовать подход пассажиров к причальной стенке порта. В планах приобретение и строительство нового понтона. Вместе с администрацией Корсакова отрабатываем вопрос реконструкции места высадки пассажиров и подход к автобусам.

Планируем в сентябре запустить рельсовый автобус по вновь проложенному широкому пути, который в состоянии, по нашим прогнозам, в течении 30-40 минут доставить человека от Корсаковского порта до Южно-Сахалинска.

— Это новый для нас вид транспорта. Что-то вроде аэроэкспресса?

—Это комфортная электричка. Как пример, московская кольцевая дорога, где ходят комфортные поезда с мягкими сиденьями и кондиционерами, есть возможность низкой посадки и высадки, вагон с подъемными лифтами для людей с ограниченными возможностями. Вместимость — до 133 человек посадочных мест. Это будет дизельный вариант. В сентябре ожидаем прихода трех рельсовых автобусов марки РА-3.

В прогнозах есть вариант захода в Хомутово. Это будет не аэроэкспресс в прямом понимании слова, но возможно ответвление от маршрута, которое позволит добираться из аэропорта в морской порт и обратно. Пока это будет движение через шатлы с постановочной площадкой в Хомутово, но в перспективе, если увидим, что пассажиропоток достаточно большой, можно организовать ветку, техническая возможность есть.

— Пришло время отпусков и каникул, готов ли Сахалин обеспечить всех желающих улететь на материк?

— С 21 мая на Сахалине запущен дополнительный рейс между Южно-Сахалинском и Москвой авиакомпании «Россия», который будет действовать до окончания летнего сезона. Направление будут обслуживать вместительные воздушные суда Boeing 777-300 и Boeing 777-300ER, способные принять на борт до 480 пассажиров. Думаю, это снимет напряженность.

С 1 июня вводим дополнительные региональные перелеты. Планировали полететь в 4 точки — в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский и Совгавань. На сегодняшний момент опасения вызывает только направление Совгавани, там еще не совсем готов аэропорт к приему современных воздушных судов.

Мы запустили самолеты «Авроры» по направлению Южно-Сахалинск — Шахтерск и Южно-Сахалинск — Ноглики, востребованность этих перелетов возросла. Если вначале загрузка самолета составляла 10-15 процентов, то сейчас более 40 процентов, в летний период еще возрастет.

Планируется увеличить и частоту рейсов в Оху. Количество рейсов будем увеличивать по необходимости, главное, чтобы услуга была востребована. Сейчас самолеты летают не каждый день, но могут стать и ежедневными. Интенсификация авиаперевозок продиктована запланированными на лето работами по перешивке железнодорожного полотна.

По авиамаршрутам на Курилы. Мы запустили вертолетное сообщение «по кругу», то есть по всем островам. Однако ситуация сложилась непростая — опыт показал, что нет загрузки. В некоторых случаях на запланированные рейсы жители не приобрели ни одного билета либо желающих лететь нашлось два-три человека. Однако рейсы на летний период мы не отменяем, чтобы увидеть и оценить востребованность маршрутов.

Ситуация по Курилам часто осложняется погодными условиями. В августе-сентябре планируем запустить в Южно-Курильском аэропорту новое курсо-глиссадное оборудование, которое позволит снизить метеоминимум аэропорта и осуществлять полеты при худших погодных условиях, оборудование уже в режиме пусконаладки.

В планах также строительство посадочной площадки на Шикотане. Рассматриваем несколько вариантов, привлекли для этого проектную организацию, осмотрели шесть вариантов и нашли место, которое удовлетворяет проектировщиков и позволяет безопасно организовать там аэродром. Предпроектные работы должны начаться в ближайшее время, есть договоренность с Росавиацией.

В планах также реконструкция Северо-Курильского вертодрома. В этом году завершаются работы по подготовке проектно-сметной документации, которой предусмотрено строительство посадочной площадки и объединение с действующим вертодромом. Так же планируется реконструкция здания аэровокзала.

Не могу не сказать, что прорабатывается вопрос приобретения воздушных судов малого класса Дэш-6-400 «Бомбардье» с загрузкой до 19 пассажиров. Это позволит осуществлять перелеты по островам с короткими взлетно-посадочными полосами. В связи с ограничениями площадей Курильской гряды такие самолеты нам очень нужны. Думаю, вопрос решится в ближайшее время.

Рассматривается также вариант возрождения посадочной полосы в Зональном, если эта услуга будет востребована. Отмечу, что цена авиабилетов на внутриобластные авиаперевозки по 5 маршрутам у нас субсидирована, и за счет этого не «заоблачная». Самый дорогой билет стоит 6950 рублей. Причем, по такой цене билет получают все категории пассажиров без ограничений. Субсидированная перевозка для того и введена, чтобы транспортная схема работала.

— Решен ли стопроцентно вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы главной воздушной гавани? Когда сдадим в эксплуатацию новый аэровокзал?

— Говоря о глобальном развитии авиасообщения острова, основная идея — это создание пассажирско-транспортного хаба на базе Южно-Сахалинского аэродрома. Вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы в принципе уже решен, идет организация проектирования проекта. В ходе прошедшей стратегической сессии, где присутствовали наши потенциальные грузовые перевозчики «Волга-Днепр», одна из самых известных больших компаний, высказали интерес к вопросу создания у нас транспортного хаба.

Перспективы — это строительство дополнительных грузовых терминалов, и не просто терминалов, а еще и терминалов-холодильников, которые позволят осуществлять и отгрузку нашей рыбной продукции, и завоз с материка продуктов питания. Есть предложения от больших сетевых компаний, желающих поучаствовать в эксплуатации нашего аэропорта, включив его в свою региональную сеть.

Часть стратегии — это дальнейшее развитие авиакомпании «Аврора». Наверное, пока рано говорить об участии в дальних перевозках, но мысль «не слетать ли нам в Москву» тоже есть, нужно просчитывать ее целесообразность.

К вопросу строительства аэровокзального комплекса. Были определенные технические проблемы с закупкой оборудования для транспортной схемы и схемы зоны досмотра, вызвано это было тем, что усилились требования к проекту, которые изначально не были предусмотрены, потребовалась корректировка.

На сегодняшний день корректировка закончена, оборудование законтрактовано, и мы сделаем все возможное, чтобы в 2020 году запустить в эксплуатацию новый аэровокзал. Стройка встала на нужные рельсы, обеспечение материалами есть, все проблемы сняты, осталось только усиленно работать.

Проблем в период летних отпусков возникать не должно, стараемся максимально скоординировать расписание перелетов на местных линиях, чтобы они пристыковывались к перелету в первую очередь на Москву, во вторых на Хабаровск, чтобы пассажиры могли избежать долгого ожидания.

— Автомобильная дорога «юг-север» — основной маршрут, связывающий большинство районов Сахалина. Мост мы готовы строить, а дорогу никак не осилим. Почему, по-вашему, процесс движется долго?

— Действительно парадоксальная ситуация. У нас очень высокий процент дорог, которые вроде бы как отвечают нормам и правилам, но по факту огромный процент бытовых дорог, состояние которых, грунтовых покрытий, на сегодняшний день неудовлетворительное.

Поэтому губернатор принял решение сконцентрироваться на муниципальных дорогах — тех, по которым больше всего ездят люди. Федеральных дорог у нас только две: Корсаков — Южно-Сахалинск и Южно-Сахалинск — Холмск, остальные, в том числе и дорога до Охи, регионального значения.

Мы принципиально договорились о том, что не урезаем финансирование на региональные дороги, более того, дали возможность муниципалитетам разыгрывать трехлетний контракт.

Трехлетний горизонт на муниципальные дороги — это 9 миллиардов рублей, в среднем, три миллиарда в год. За весь предыдущий трехлетний период было 2 миллиарда — рост финансирования в 3,5 раза.

Сейчас муниципальным образованиям нужно организоваться, это ведь их контракты. Знать своих субподрядчиков, разыграть эти конкурсы, скоординировать усилия и обеспечить их необходимыми материалами, поскольку многое — привозное. И на фоне того, что у нас есть проблемы с железной дорогой — вопросы сегодня накладываются один на другой. И эти вопросы мы должны скоординировать.

Почему процесс движется долго? Согласно законодательству, сегодня даже на капитальный ремонт требуется проектно-сметная документация, что усложняет и удлиняет путь. Пока нет проекта, конкурсы разыграть нельзя. Поэтому мы сделали упор на то, чтобы профинансировать проектно-изыскательские работы и обеспечить фронтами на последующие годы в части капитального ремонта.

Что касается текущего ремонта дорог — ситуация та же самая, финансирование мы увеличили, и основная задача мэров реализовывать эти планы.

— Трехлетний контракт — это значит, подрядчик может с наступлением весны сразу начинать работу?

— Именно так, если контракт уже есть, он может не останавливаться, выполнить запланированные объемы и начать выполнять работу последующего периода. И если мы сумеем эту ситуацию преодолеть (и есть уверенность, что преодолеем), возникает возможность получения дополнительных денег.

Это привлекательно для субподрядчика — его никто не остановит, финансирование ему будет обеспечено, выполнил — получи деньги. Это же касается и региональных дорог.

Другое дело, что у субподрядчика должны быть оборотные средства, чтобы начать выполнять работу и двигаться в этом направлении. Но на фоне того, что ты уже получил значительные объемы работы и имеешь перспективы заключенных контрактов — надо идти и работать.

Что касается дороги на Оху — надо повышать загрузку трассы с упором на грузоперевозки. Сейчас ее загруженность автотранспортом на участке Ноглики — Оха в среднем составляет 200 машин в сутки, 10 машин в час. С другой стороны, это жизнеобеспечивающая артерия, и дорога эта нужна в любом случае даже с точки зрения безопасности.

О планах по строительству мы сейчас договариваемся с Минтрансом России, стоимость этого отрезка на сегодняшний день составляет 28 миллиардов рублей.

Специфические условия и по сейсмике, и то, что море близко, удорожают проект. Во-первых, необходимо перевести дорогу в федеральный статус. Если будет принято решение о строительстве мостового перехода, дорога станет очень востребована. Грузопоток по-другому организует остров, и это уже точно будет федеральная трасса.

Мы договорились о том, что софинансирование федеральных властей предполагается «50 на 50». Если же это полностью ляжет на областной бюджет, значит, что-то мы не сделаем в другом месте, хотя есть более актуальные нагрузки и есть куда эти деньги потратить.

— Сергей Петрович, если бы вас спросили в Москве, стоит ли рискнуть и съездить отдохнуть на Сахалин, несмотря на расстояние и дороговизну перелета, что бы вы ответили?

— Мне кажется, на материке существует такое понятие, как сахалинофобия, якобы это «край земли», что территория здесь не обустроена, что сыро и холодно. Но ведь когда сюда прилетаешь — удивляешься. Ну, какой край земли? Великолепный город, хорошо содержится, планов развития громадье, трасса в черте города, море под боком. А снега в некоторых регионах России бывает и больше, и морозы там сильнее.

В то же время, острова — особая территория. Особый климат, потряхивает, море близко, специфика — многое построено именно на побережье.

Но привлекательность у острова огромная, начиная от бальнеологии и возможностей развития спортивного туризма. Даже двигаясь по трассе на машине, редко где увидишь такие пейзажи. Возможно, где-то на Кавказе, в Европе, в Швейцарии. Очень красивые места, распадки, побережье.

И при нынешней ситуации, когда субсидированный билет Москва — Южно-Сахалинск стоит туда и обратно чуть более 20 тысяч рублей, нужно обязательно приехать и увидеть острова своими глазами. Перспектива у Сахалина, как говорится, самая-самая. Мы один из немногих не дотационных регионов, просто нужно эффективно и разумно эти средства использовать. Будем развиваться!

Фото из архива редакции
«Сахалин P.S.» №13

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

6 декабря 2019 Очередные землетрясения произошли возле Курил, пострадавших нет ...>> 6 декабря 2019 Бюджет Сахалинской области на 2020 год принят в I чтении с дефицитом 2,2% расходов ...>> 6 декабря 2019 Сахалинские школьники из многодетных семей с 2020 года будут получать бесплатные обеды и молоко ...>> 5 декабря 2019 Правительство Сахалинской области выпустило постановление о создании в регионе министерства сельского хозяйства и торговли ...>> 5 декабря 2019 400 южносахалинцев обратились к мэру Южно-Сахалинска Надсадину за месяц через соцсети ...>> 5 декабря 2019 В Сахалинской областной больнице проводится проверка по вопросу использования просроченных лекарств ...>> 3 декабря 2019 Сахалинская область остается во власти циклона ...>>

В мире

2 декабря 2019 Кредиты, долги, лекарства и вода: что изменится c 1 декабря ...>> 2 декабря 2019 Набиуллина рассказала о причинах укрепления рубля ...>> 1 декабря 2019 Новое руководство ЕС приступило к работе. Ему предстоит решать много проблем ...>> 1 декабря 2019 Новый Олимпийский стадион в Токио введен в эксплуатацию ...>> 1 декабря 2019 Умер бывший премьер Японии Накасонэ, ему был 101 год ...>> 26 ноября 2019 В Якутии из-за 50-градусных морозов начали отменять занятия в школах ...>> 25 ноября 2019 Минздрав отозвал скандальный приказ о новых справках, который вызвал панику у водителей ...>>