lorem

19 января 2017

Место встречи – столовая

В Южно-Сахалинске формируют новую систему школьного питания

> Ольга Третьякова

Школьная столовая – святая святых любого образовательного учреждения, потому что мысль «скорее бы обед» сидит в голове любого здорового ребенка. Мы побывали на одном из мероприятий, которые начали проводиться в школах Южно-Сахалинска с 2016 года, - на заседании дегустационной комиссии гимназии №3 города Южно-Сахалинска.

Перезагрузка системы

- Тема школьного питания актуальна для региона и для Южно-Сахалинска, где проживает большая часть населения, в особенности. Потому что, говоря о задаче вырастить здоровое поколение, мы понимаем - одним из важных факторов здесь является жизнеобеспечение в школе, прежде всего, в вопросах школьного питания, - рассказывает руководитель департамента образования Южно-Сахалинска Анастасия Киктева. - В прошлом году мы положили начало беспрецедентным мероприятиям повышения его качества, как с точки зрения финансирования, так и самой организации.

Члены комиссии: учитель начальных классов гимназии Ольга Плотникова, воспитатель группы продленного дня Оксана Павленко, представители родительской общественности Екатерина Борисенко и Оксана Калинина, зам. директора предпринимателя ИП «Е. С. Валуева» Анзор Владимиров, а также представители регионального минобразования, департамента образования Южно-Сахалинска, управления Роспотребнадзора по Сахалинской области и детской поликлиники. Участники попробовали образцы примерного трехдневного меню и заполнили дегустационные листы. Максимальная оценка - 5 баллов. Если после их изучения обнаружится несколько оценок "2" за то или иное блюдо, его снимут с производства.

В частности, было принято решение об увеличении стоимости питания. К сумме, которая до этого выделялась бюджетом (865 рублей на одного учащегося 1-4 классов и 1 тысяча на ребенка, находящегося в тяжелой жизненной ситуации либо проживающего в семье коренных малочисленных народов Севера), было добавлено по 500 рублей из регионального и муниципального бюджетов. Сегодня на питание одного ученика начальных классов выделяется 1865 рублей и 2 тыс. рублей для названных особых категорий детей с 5 по 11 классы. При этом мы понимаем, что только повышение стоимости питания не повлечет за собой повышения его качества, поэтому необходимы определенные меры для того, чтобы питание действительно отражало желания учеников, родителей и учителей.

На суд комиссии были представлены несколько видов салатов, первых и вторых блюд, выпечки, напитков из повседневного питания школьников. Для объективности в исследуемое меню включили те наименования, которые менее всего пользуются популярностью у детей. Например, гречневую кашу, овощной салат, рыбный суп и другие блюда. Оценивались внешний вид, запах, консистенция и вкус кулинарных изделий.
Известно, что интересы и предпочтения совпадают не у всех участников школьного процесса. Учителя ратуют за то, чтобы это было здоровое питание, чтобы не была превышена калорийность, дети хотят «чтобы было вкусно» и часто ищут то, к чему привыкли дома. Родителям же, по большому счету, важно, чтобы ребенок в школе был качественно накормлен и получал блюда, которые ему нравятся.
Заседания дегустационных комиссий рекомендовано проводить в каждой школе раз в квартал, отчет об их проведении, по словам директора гимназии Анны Умновой, находится в открытом доступе на сайте учреждения для дальнейшего обсуждения. Это позволит выявить проблемные моменты для дальнейшего совершенствования системы питания.
Подобный опыт по поручению губернатора Олега Кожемяко будет теперь внедряться во всех образовательных учреждениях Сахалинской области.

Культура начинается с тарелки

Комфортная школьная среда – это, в том числе, горячий обед и свежая выпечка, добрые повара, нормальная посуда, доставляющее удовольствие общение с одноклассниками.

Пришло понимание, что школа не только учит наукам, но и прививает культуру питания, которая является неотъемлемой частью воспитания образованного человека.

Еда должна быть и вкусной, и правильной. Ребята уже привыкли к тому, что обед состоит минимум из трех блюд – закуски,первого блюда и второго. Привыкнув, они перестают и дома перекусывать на ходу. Кстати, чипсы им теперь не кажутся столь вкусными.

Старшеклассник Ярослав Комлев вынес приговор «пересоленным» рыбным хлебцам, «слишком жидкому» гороховому супу, неправильной гречке, остальные блюда оценил на «5». Он рассказал, что предложенные для дегустации блюда ничем не отличаются от каждодневных. Повара всегда предлагают салат на выбор, его радует, что есть разные вторые блюда и несколько гарниров, что «дают ризотто, пюре или гречку». Что касается выпечки в буфете, то очередь, по его наблюдениям, всегда выстраивается, если продают сосиски в тесте.

Некоторые дети просят кетчуп, майонез, пиццу, то есть те продукты и изделия, которые не рекомендованы для детского меню. Супы, овощи, молочные продукты у многих учеников не пользуются спросом.
Школьное питание – процесс тонкий и уникальный, требует соблюдения всех норм и требований. Блюда готовятся по особым технологическим картам, по сборникам блюд, которые выпущены Российской Академией наук – серьезного документа, на основании которого представители Роспотребнадзора утверждают меню на сбалансированность витаминов, питательных веществ, калорийности и так далее.
По наблюдениям педагогов, в школе сегодня не наблюдается учеников с ожирением, это тоже говорит о правильно выстроенным в гимназии питании, умственной и физической нагрузках.

Участница дегустации, ученица гимназии Дарья Борисенко с мамой.

Как рассказала Анастасия Киктева, когда педагоги пришли к выводу, что необходимо менять систему школьного питания с точки зрения самого меню, был проведен масштабный мониторинг – собрали мнения детей и родителей во всех школах Южно-Сахалинска. В результате родилось новое меню, которое с 1 сентября этого года внедрено в школах Южно-Сахалинска.
Исследование показало, что в ряде школ необходимо повысить калорийность питания, учитывая, что есть дети, находящиеся в социально опасном положении, которые зачастую нормально едят только в школе. Сделаны и маленькие открытия, например, не все дети готовы есть рыбу, зато с удовольствием едят рыбные котлеты.
Смысл работы дегустационной комиссии в том и состоит - по ряду показателей участники выставляют свои оценки, а предприниматель, изучив их, делает вывод, что нравится, а какие из предложенных перспективных блюд внедрять не стоит.

P.S. Дети знают - их мнение важно. И начинают понимать, что только в результате совместной кропотливой работы педа­гогов, родителей и самих учеников воз­можны перемены. Сегодня в гимназии №3 обучаются 1054 ученика. Питание более 500 из них обеспечивается на средства областного и местного бюджетов.


НОВОСТИ

Сахалин и Курилы

17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>>

Дальний Bосток

16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>

comments powered by HyperComments