16 сентября 2016

И жили люди на краю…

Аналитический обзор

> Михаил Смирнов

И жили люди на краю…

Так называется эпопея одного из патриархов сахалинской литературы Олега Кузнецова. На краю - это «на краю Света», так порой именуют Сахалин и Курилы.

Коренные жители Сахалина и Курил, кто они? Периодически этот вопрос всплывает в различных, в первую очередь, идеологических спорах. Однако вопрос, кто жил, и кто будет жить на островах интересен и сам по себе, вне зависимости от проблем «почвы и крови».

Давным-давно

Обычно коренными принято называть нивхов и айнов – мол, они жили здесь тысячелетия. Ничего подобного. За тысячелетия по островам прокатилось немало переселенческих волн. Тогда и народов в современном понимании не было, поэтому ученые оперируют понятиями «культура» или историко-культурная общность.

Таких культур на острове археологами было найдено несколько. Например, как пишет признанный авторитет в древней истории островов, профессор СахГУ Александр Василевский, «этническая принадлежность древних обитателей Сахалина, Хоккайдо и Курильских островов пока ясна не до конца. Вместе с тем, близость неолитических Сахалина и Нижнего Амура предполагает, что древнее население острова по своему происхождению всегда было связано с неолитическими племенами Нижнего Амура, а последние шесть тысяч лет на Хоккайдо и Курильских о-вах жили люди дземон, имеющие прямое отношение к происхождению айнов… Этническая обстановка на островах обусловливалась столкновением двух потоков древнего населения, продвигавшегося с юга на север по островам и с запада на восток по бассейну реки Амур. Курильские о-ва были своего рода мостом между Японским архипелагом и Камчаткой.

Причем, айны не были первыми даже на Японских островах. Их предания гласят о том, что при переселении айну с острова Хонсю на Эзо (Хоккайдо) на острове этом жил народ ростом меньше айну, безбородый - коропокгуру. Нивхи говорят то же самое о народе тончи, который жил до них. Эти народы были вытеснены протоайнами и протонивхами и канули в лету.

Эпоха средневековья ведет отсчет с начала расселения на Сахалине, севере Хоккайдо и Курильских островах племен тунгусо-маньчжурского происхождения (известных под общим названием «мохэ»), которые частично ассимилировали проживавших здесь палеоазиатов и палеоайнов и создали так называемые охотские культуры раннего средневековья (VII—XIII вв. н. э. на Сахалине и VIII—XI вв. н. э. на Хоккайдо и Курилах). В XI—XIII вв. на островах возобладали племена кувэй-протоайны (Южный Сахалин, Курильский архипелаг), цзилеми (протонивхи) и илиюй, вероятно, предки уильта и ороков (Средний и Северный Сахалин).

В XIII веке, согласно письменным и археологическим источникам, на Сахалине велись войны между местными племенами. Под предлогом защиты своих вассалов цзилеми от набегов кувэй на остров высадились чжурчжэньские, а затем и монгольские войска, которые обосновались в нескольких военно-земледельческих поселениях. Под натиском японцев, расселявшихся на юге острова Хоккайдо с конца XII в., резко усилился приток на Сахалин айнов, которые уже в XIV в. вытеснили монголов и их вассалов, установив к XVI в. северную границу своего влияния на Среднем Сахалине, гранича там с нивхами и уильта. На Курильских островах кувэй расселились до острова Шумшу и Южной Камчатки, где вместе с проживавшими там ительменами, которые так же вышли на Камчатку через Курилы, образовали смешанные племена, известные из описаний русских первопроходцев как «мохнатые курильцы».

И вообще, судя по историческим документам и данным археологии, в XI-XIII вв. в регионе Сахалин-Хоккайдо-Курилы проживали одновременно: цзилеми (протонивхи), кувэй или вэйгу (протоайны), илиюй, тайинь, вочжо, причем о двух последних народах — кто это был, нет пока даже предположений, есть только следы их культур. Словом, все было предельно запутано.

Россия и Япония

Но обратимся к временам более близким и хорошо задокументированным. Сначала русские ушли с Курил, куда пришли японцы, зато начали заселять Сахалин.

После русско-японской войны 1905 года Япония заняла Южный Сахалин, русское население которого было выслано на материк. Если до войны на юге Сахалина существовало 53 русских селения, в которых проживало несколько десятков тысяч человек, то в зиму 1905-1906 годов здесь оставалось только 300 русских.

Через 40 лет начался обратный процесс. Как указывалось в материалах советских органов власти, на 1 января 1946 года «по национальному составу местное население Южно-Сахалинской области делится: 277 649 японцев, 27 098 корейцев, 406 айнов, 288 ороченов, 81 эвенк, 24 нивха, 11 нанайцев, 103 китайца, 27 поляков, 97 русских старопоселенцев и проч. ...».

В принципе, после победы отношения с японцами были дружеские. Им гарантировались основные социально-экономические права, установленные советским законодательством. Для японских граждан вводился 8-часовой рабочий день, закреплялось право на труд и отдых, бесплатное обучение и медицинское обслуживание, свободное отправление религиозных обрядов. В случае получения инвалидности японские граждане обеспечивались пенсией. При введении карточной системы снабжения продовольствием они наравне с советскими гражданами обеспечивались продуктами питания. С 1 апреля 1946 года отменялось действие японского налогового законодательства и с местного населения списывались все исчисленные на его основе недоимки и сборы. Кроме того, для японцев Южно-Сахалинской области устанавливался ряд налоговых льгот.

Однако возникла тема репарации. Репарации не были инициативой СССР. Наоборот, местные советские и партийные органы пытались даже саботировать процесс, поскольку не хотели терять ценных работников. Однако с октября 1946 по май 1948 года между СССР и США еще сохранялись союзнические обязательства, а США требовали вернуть всех японцев на родину. И фактический правитель Японии, в то время американский генерал Макартур, издал ряд директив о репатриации японских граждан с Южного Сахалина и Курильских островов. Она проводилась на тех же основаниях, что и репатриация японцев из Кореи, Китая и других стран.

Выезд всех японцев независимо от места проживания происходил только из порта Холмск. Сюда по графику, согласованному со штабом Макартура, через каждые два дня приходили два парохода. Каждый из них брал на борт до полутора тысяч пассажиров. Первые партии репатриантов отправились с Сахалина в октябре 1946 года.

К середине 1948 года, когда первый этап репатриации завершился, Сахалин и Курильские острова покинуло 357 тысяч японских граждан. Но и после этого в области оставалось небольшое количество японцев. Часть из них позднее приняла советское гражданство. Их отъезд, как правило, затруднялся личными причинами и «с невозможностью выезда лиц корейской национальности, состоящих в браках с японцами». Дело в том, что японская сторона не принимала корейцев, даже имевших японское гражданство. Это ограничение отпало только после 1956 года в результате нормализации отношений между СССР и Японией.

Одновременно шло заселение Сахалина и Курил русскими людьми. Впрочем, говорить о русских людях тех времен не совсем корректно. Это были советские люди разных национальностей. Многие смеялись над термином «многонациональный советский народ». Однако это было действительно то, о чем говорят историки — одна единая культурная общность.

Ну а если говорить о национальностях, то их соотношение в 1959 году было, например, таким: «русские 77,7%, украинцы 7,4, корейцы 6,5, белорусы 2,1, татары 1,8, мордва 1,7, евреи 0,5, чуваши 0,5, прочие 1,8%».

В годы максимального заселения островов, а это конец 80-х годов прошлого столетия, когда на Сахалине и Курилах жили почти 720 тысяч человек, основными национальностями были русские 81,6%, украинцы 6,5, корейцы 5,0, белорусы 1,6, татары 1,5, мордва 0,8, прочие 3,0%.

Одна из отличительных особенностей Сахалина была и остается в том, что на Сахалине находится самая крупная в России корейская диаспора. Истоки ее образования восходят к периоду колонизации Южного Сахалина Японией, когда корейцы в качестве дешевой, почти рабской рабочей силы принудительно вывозились японцами для освоения завоеванных ими территорий. Из-за разделения Кореи на полярные и враждующие режимы, несовершенства международного права, а также социальных факторов абсолютное большинство корейских семей осталось после войны на Сахалине, и во 2-4-м поколениях переселенцев к выезду на историческую родину не стремится.

Численность ныне живущих на Сахалине коренных малочисленных народов составляет менее четырёх тысяч человек, большая часть которых — около 2,4 тыс.- нивхи.

Люди ехали на острова со всех концов СССР, в том числе и из нефтедобывающих районов (Татарстан, Азербайджан, Северный Кавказ), создавая в итоге ту самую единую культурную общность, именуемую сахалинцами и курильчанами.

Как отмечали уже в современное время даже правозащитники Московской Хельсинской группы: «Распространенность националистических и ксенофобских настроений в Сахалинской области достаточно низка.

Разношерстный состав переселившегося на острова населения, большая часть которого отличалась стремлением к новому, способностью к быстрой адаптации и жизни в новых, во многом непривычных условиях, динамизм поведения, склонность к риску вплоть до авантюризма, значительная часть бывших военных, а также немалое число бывших заключенных, в том числе и политзаключенных, наряду с большой прослойкой высокообразованных специалистов горной, нефтяной и рыбной промышленности, строительства и транспорта — такой конгломерат не мог не образовать условия для межнациональной терпимости. А вследствие привыкания к постоянной жизни в окружении людей разных национальностей этнические особенности каждой из них все больше нивелировались в интернациональную общность, достигнув к началу 90-х годов своего максимума».

Но затем ситуация начала ухудшаться — только по причине значительного снижения жизненного уровня большей части населения, произошедшего как по общероссийским причинам, связанным со спадом экономики и перестройкой социальной сферы, так и в связи со спецификой дальневосточного региона и нашей островной области, для которых общие для страны негативные аспекты проявились особенно глубоко. Достаточно сказать, что снижение жизненного уровня жителей области оказалось на 30-50 % глубже, чем в среднем по России.

Такое положение не могло не вызвать люмпенизации значительной части населения, которая способствовала образованию и развитию негативных проявлений. В эти годы начался стремительный отток населения с островов, что не могло не сказаться и на национальном составе.

Картина наших дней

Согласно переписи 2002 года, на Сахалине проживали: «Русские 460778 человек, или 84,28%, корейцы — 2959 человек, или 25,41%, украинцы 21831 человек, 3,99%, татары - 6830 или 1,25%, белорусы 5455 или 1%». Доля каждой из многих других национальностей не превышала 1 процента, как, впрочем, и лиц, затруднившихся указать свою национальность (3387 или 0,62%).

По данным переписи 2010 года процентное соотношение национальностей снова несколько изменилось: преобладают русские (86,5%), значительную долю составляют корейцы (5,3%) и украинцы (2,6%).

По состоянию на начало нынешнего года численность постоянного населения Сахалина и Курил составила 487,3 тыс. человек или 99,8% к аналогичной дате 2015 года. То есть, миграционный отток замедлился. Однако начались встречные миграционные процессы.

Развитие экономики потребовало рабочих рук, и места отъезжающих стали занимать трудовые мигранты из бывших советских республик Средней Азии, готовые к тяжелому неквалифицированному и без особых социальных гарантий труду.

Например, на сегодняшний день в области зарегистрированы 8,1 тысячи граждан Кыргызстана. Это примерно половина из общего потока ежегодно прибывающих на остров мигрантов. Проблема в том, что это едут люди уже иной историко-культурной общности. Согласно отчету работников управления Федеральной миграционной службы, из всех выезжающих из стран СНГ в Россию граждан только 3% получили на родине высшее образование. У остальных - среднее или не законченное среднее. Большинство плохо владеет русским языком и малознакомо с российским законодательством, историей и культурой России, местными традициями.

Это вызывает определенные опасения местных жителей, поскольку вопросам местной идентичности в последнее время уделяется все больше внимания во всем мире, все больше по этому поводу вспыхивает конфликтов.

Однако, несмотря на все опасения местных жителей, в большей степени это все-таки сезонная трудовая миграция. Большинство мигрантов, отработав положенный срок, возвращаются на родину. Но есть и те, кто находит условия жизни на Сахалине и Курилах более комфортными, чем на своей исторической родине, и стараются здесь закрепиться. Тем не менее, этот процесс не носит массового характера.

Например, по данным регионального управления ФМС России за шесть месяцев 2016 года на Сахалин и Курилы прибыло 10631 человек, из которых 59% – на постоянное место жительства. Выбыло 10520 человек, из которых 76,5% снято с регистрационного учета по прежнему месту жительства. В пределах Сахалинской области поменяли место жительства 4809 человек. Миграционный прирост составил 111 человек. А естественный прирост постоянного населения - 116 человек, тогда как за аналогичный период 2015 года такова была естественная убыль населения.

Последний факт свидетельствует о некотором переломе в настроениях островного сообщества, из которого можно сделать некоторые острожные выводы.

Завтра будет лучше, чем вчера

Да, говорить о том, кто и как будет жить на Сахалине и Курилах в будущем, довольно сложно. Даже в обозримом будущем. Мир стремительно меняется, в том числе благодаря развитию транспорта и информационных технологий.

И, тем не менее, можно предположить, что национальный состав населения изменится мало. Большинство островитян выдержало кризисные явления 90-х годов, нашло себя в условиях рыночной экономики, убедительным свидетельством чему стал размах индивидуального жилищного строительства. Если люди строят дома на своей земле, значит, они собираются осесть здесь надолго.

А вот в распределении населения внутри области скорей всего произойдут изменения. Думается, всё большая часть будет перебираться на юг Сахалина, где имеются более комфортные условия для жизни, а сезонные работы на севере острова начнут вести вахтовым методом с применением комфортных вахтовых поселков, как это уже делается в нефтегазовом комплексе. В центральной части Сахалина, где уже вполне возможно развитие сельского хозяйства, население будет концентрироваться либо в райцентрах, либо в агрогородках возле крупных сельхозпредприятий – хотелось бы, конечно, чтобы это были современные и удобные для жизни населенные пункты. Процесс этот будет не стихийным, как в прошедшие годы, а целенаправленным.

А в остальном то, что на Сахалине можно жить и успешно работать – доказано временем. Относительная малозаселенность и морские просторы придают островам неповторимый колорит и служат предметом зависти жителей мегаполисов. Правда, мегаполисы пока предоставляют больший пакет услуг (культурных, образовательных, медицинских и т.д.), но в цифровом мире это неравенство постепенно устраняется, а значит, на первый план будут выходить иные преимущества. Надо их только правильно использовать.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>