lorem
1 мая 2016

Гордость за Отечество

Рациональные рассуждения на тему патриотизма

> Елена Герцен
Лет десять назад казалось, что мы совсем потеряли опорный смысл в жизни и понимание слова «патриотизм», мы лениво размышляли, в каком направлении все-таки идти дальше. Но сегодня Левада-центр фиксирует рекордное увеличение числа россиян, гордящихся своей страной, тема национального единства становится ключевой в новейшей истории. О том, какой бывает национальная гордость, а также о проблемах историко-культурного просвещения молодежи состоялся наш разговор с сахалинцами.

***

Во-первых, договариваюсь о встрече с кандидатом исторических наук, заместителем директора по научно-методической работе Южно-Сахалинского педколледжа СахГУ Александрой Крыловой, объясняя задуманную тему: не показной ли у нашей молодежи интерес к стране, и не для массовости ли они участвуют в патриотических акциях? Есть ли у ребят тонкое понимание истории государства, его места в мире? В каком настроении они живут? «А вы придите к нам на фестиваль и загляните в глаза студентам, выводы сделаете сами», - пригласила она.

Все начинается с семьи

Александра Крылова

- Александра Александровна, ваш колледж готовит учителей начальных классов, и кому как не им важно хорошо понимать, что такое национальная гордость. Вот, например, негативные надписи на стеклах авто в адрес президента США Обамы – это и есть ее проявление? А портрет нашего президента на футболках, на капотах машин, на чашках и шоколадках?

- Тема эта у нас возникает постоянно, потому как я веду методику преподавания обществознания в начальной школе. Предмет состоит из блоков о познании мира природы и мира социума. И отмечено, выпускники почему-то убеждены в том, что патриотизм – это готовность жертвовать собой ради страны. Уже давно известно, что особенность русского национального характера в нашей двойственности: либо нам на все плевать, либо горой встанем и душу положим на алтарь Отечества. А вот просто служить России – каждый на своем месте, соблюдать закон, не воровать, не обманывать, жить так, чтобы было не стыдно оглянуться назад. Не сложилось еще представление о том, что Россия – это наш дом. Ведь мы стараемся свой собственный дом сделать краше и уютнее, мы его защищаем, тогда почему, выйдя за порог, мы этого не делаем?

- Да, было даже такое политическое движение «Наш дом - Россия», но что-то не сложилось…

- К сожалению. Или к счастью. Хотя идея была замечательная, ее нужно культивировать в сознании малышей, чтобы понимали - от того, как они будут себя вести, зависит страна, в которой они будут жить, став взрослыми. Мы пришли с вами к тому, что патриотизм начинается с семьи. Если папа и мама ругают страну, в которой живут, никакая школа, никакая литература ничего не исправят, такой ребенок не станет любить Россию и будет стремиться уехать.

- То есть, ситуация в корне изменится, когда вырастет совсем новое поколение?

- Ситуация меняется уже сегодня. Давайте вспомним Крым, такого энтузиазма и такого количества людей на митинге я не помню давно. Вспомним 90-е годы, когда наше общество страдало страшнейшим самобичеванием: мы сами себя называли «придурками», «лохами», «совками», как только не называли… Некоторые тогда катастрофически стали искать чужие корни, стыдясь своих. Криминал, время, когда правители не отвечали за свои слова, когда указы не исполнялись, когда милиция превратилась из силы правопорядка во что-то прямо противоположное. Это было страшное время…

И слава Богу, что унижение национального сознания, которое мы пережили, не вылилось в такую жуткую форму, как, например, у немцев после Первой мировой войны, что и толкнуло их в пучину фашизма.

Их чувство национального достоинства, их самосознание было настолько унижено Версальским мирным договором (когда у них, по сути, отняли все), что многие представители этой умнейшей нации были не в состоянии здраво оценить идеи Гитлера. И попали в страшную катастрофу, за которую им и сейчас стыдно, и которую они, возможно, не готовы даже сегодня осознать до конца. Фашизм – это самая крайняя форма национализма. И нам долго еще предстоит осмысливать феномен Путина, как он смог в России это все удержать?

Национальное самосознание

- И все-таки, что такое национальная гордость?

- Я не хотела бы употреблять этого словосочетания, есть в данных словах подвох. Ведь для православного человека гордыня - грех. Другое дело - наличие национального самосознания, того, что я русский. Вера ответственности, которую я возлагаю на себя в силу того, что живу в России. Каким я хочу видеть будущее поколение, каких видеть учителей в школе – вот это от меня зависит. И если я это осознаю, осознаю всю ответственность - то и стараюсь делать то, что от меня зависит.

- Мне кажется, это самые понятные слова: горжусь Победой, героями, достижениями. Есть ли определение национальной гордости в школьных программах?

- В образовательных программах существует документ, на который мы опираемся (концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России 2009 года) и который лег в основу новых образовательных стандартов как среднего, так и высшего звена. Там сформированы базовые национальные ценности: что является стержнем каждой нации, что хорошо и что плохо, это вечный выбор между добром и злом. «Да» или «нет» - кажется простым, но на самом деле этот выбор всегда сделать сложно.

- А дословно что сказано про национальные ценности?

- Любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. И нет там слова «гордиться». Можно еще открыть учебник для начальной школы и увидеть - дети на этом этапе должны уметь объяснить понятия «общество», «государство», «история», что такое Родина, демократия и государство.

- Демократия? Способен ли ребенок объяснить то, что не каждый депутат может?

- Способен. Они, например, легко объясняют поговорки «Человек без Родины, что птица без гнезда» или «Для Родины своей силы не жалей» и свое отношение к этому. Они понимают, что на каждой улице, в каждом городе (в государстве) должен быть порядок, и его кто-то обеспечивает, так идет формирование понятия закона. Родина для ребенка – его дом, город, Россия.

С интересом читаю раскрытый моей собеседницей школьный учебник для 3 класса: «…Если к власти в государстве приходят нечестные люди – это угрожает всей стране. Люди, которые используют государственную власть в своих интересах, наносят вред обществу, стране и всему государству. И чтобы не допустить этого, каждый человек должен помнить, что его Родина не заканчивается границами его дома, улицы, города. Его Родина – это огромная страна, общество, государство, о котором нужно заботиться как о своем доме».

Национализм как проявление высокомерия

- А дальше еще сложнее, потому что нужно учить историю с ее поворотами?

- Упор делается на героические подвиги в истории России, как мы трудились, какая у нас богатейшая культура и этническая составляющая. Идея одна: пока мы едины, мы непобедимы, и когда возникали внутренние распри - возникала угроза для существования страны.

- Вы считаете, что человек, изучивший «на пятерку» этот замечательный учебник и историю, легко отличит правду от кривды?

- Если бы все было так просто. Я против вдалбливания «будь патриотом», это вызовет только отторжение. Задача педагога - заставить ребят задуматься, научить анализировать. И, повторю, обратить особое внимание на семью.

- Кроме семьи у повзрослевшего ребенка есть социальные сети, где хватает «перевернутой» информации (еще вчера кто-то был героем, а сегодня он враг и предатель). И читают это, анализируют как раз думающие подростки.

- Мне кажется, мы сильно преувеличиваем роль интернета в жизни молодежи. В основном они сидят в «игрушках» либо в чатах. А если он думающий человек, то придет с вопросами к учителю истории, как это и происходит. И учитель должен быть готов объяснять и объяснять, где факты сфальсифицированы, где кроется ложь – через исследования и анализ материалов, отмечу, не навязывая своей точки зрения, а подсказывая, насколько достойна доверия та или иная историческая версия и насколько применим этот опыт в современной жизни. Мы неоднократно разбирались, кто и для чего придумывает «вбросы» в умы, какую цель преследует. Ребенок разберется, не страшно.

Педагоги-историки тоже должны перестроить свою работу. Это проблемно-диалоговая технология обучения, деятельностный подход, когда дети являются активными участниками процесса и не получают ответы в готовом виде, а ищут и находят их сами.

- Могу здесь сказать одно – вашим ученикам повезло. Но где кончается патриотизм и начинается национализм?

- Как только появляются высокомерие, гордыня - «я круче» – тут и начинается национализм, и такое явление присутствует, в том числе в Сахалинской области. Высокомерие одного народа – есть унижение другого, ведущее к конфликту. Это говорит о том, что чувство национального достоинства у нации еще не сформировалось. Человек, у которого есть собственное достоинство, никогда не унизит достоинства другого. Если у него нет внутреннего стержня, нет понимания собственной значимости, собственной роли – тогда появляется стремление возвыситься за счет унижения другого. Это самое худшее, что может быть. Мы великая нация, и я всегда это говорю студентам. Потому что - как птица Феникс – если сгорим, то обязательно восстановимся. Мы пережили две смуты, два практически полных процесса разрушения государства, но окрепли - и вперед, становясь каждый раз сильнее. Однако это не значит, что должны перстами указывать кому-то его место.

- Сегодня в ходу еще одно понятие «лжепатриотизм», как его отличить?

- Есть масса суждений по этому поводу, но мне кажется, это когда человек создает видимость, что служит Отечеству, а на самом деле делает карьеру. Как говорят, ловит коньюнктуру: что сейчас модно, на что народ обращает внимание, под что выделяют деньги. Проявляет видимость очень бурной деятельности. Хотя, наверное, и на самом деле что-то делает…

- В первую очередь, любыми путями делает карьеру чиновника?

- К сожалению. Это страшно, и самое неприятное, что, как правило, такие и попадают во власть. Советский режим только поэтому и рухнул, что произошло выхолащивание базовых понятий, эти люди опасны тем, что «заговаривают» святые, глубокие слова, часто обладая ораторскими и артистическими способностями. Но внутри-то ничего нет! Примеров тому масса в истории.

Но есть и другие примеры! Так, Патриарх Гермоген, у которого был выбор - либо погибнуть в подземелье, либо дать команду отменить сбор русским ополченцам и отойти от города. Он умер от голода в заточении, не дождавшись освобождения Москвы, потому что был искренним, истинным патриотом России.

Были и те, кому все равно, будет ли править русский царь или польский царевич, лишь бы сохранить свое привилегированное положение, вотчины, земли, богатство. И эти люди тоже когда-то говорили о любви к России-матушке.

Если в стране не останется честных, порядочных, готовых служить людей, государство развалится. Это происходило со всеми государствами.

Но и когда мы начинаем огульно обвинять власть, тоже очень плохо. Если Россия развивается, становится краше, сильнее, значит, во власти есть настоящие люди, готовые вести ее вперед. Вопрос в том, как распознать и убрать «подмазавшихся»? Когда Византия заполнилась людьми-пустышками, живущими ради собственных удовольствий и славы, когда ее проела коррупция, великая империя рухнула.

- Успехов вам в исполнении почетной миссии! Чего вы желаете своим ученикам?

- Не представляете, с какой радостью дети надевали футболки со знаком 70-летия Победы, как гордились и считали это лучшим подарком, готовили презентации. И ведь никто их не заставлял! Замечательные ученики…

Если раньше задача педагогов была - организовать учебно-воспитательный процесс, то сегодня воспитание, передача опыта, идущего из поколения в поколение, поставлены на первое место. Многое изменилось, у нас появились преподаватели дополнительного образования, заметно расширяется сеть кружков и секций, дающих возможность саморазвития человека, ищущего ответы на вопросы времени. Задача – возродить в этом плане еще и глубинку Сахалина. Своим ребятам я желаю найти ответы на все их вопросы и не обмануть наших общих надежд.

Депутат областной Думы Андрей Залпин (на вопрос о наклейках в адрес Обамы и портретах Путина):

Андрей Залпин

- После волны унижения, когда очень долго нас передвигали из сверхдержавы в третьесортную страну (при том, что мы всегда сочувствовали неграм и индейцам, мы в космосе были, наши имена украшают как звезды небосклон мировой истории, мы - суперстрана) - это нормально. И подтверждает, что люди все-таки очень чувствительны к маленьким победам и отстаиванию суверенитета русского мира. Сегодняшний патриотизм – тренд, который подхватил Владимир Владимирович, правительство и все мы - это очень важно. Люди готовы есть картошку с капустой, но, как никогда, хотят жить в своей стране со своими ценностями, историей и культурой.

Даже в Америке сейчас уважают Путина больше, чем Обаму, там с большой симпатией относятся к русским людям. Американцы открыты, дружелюбны, хотят в гости в нашу страну. Россия возрождается, и все это чувствуют. Спрашиваете, не агрессивный ли это патриотизм? Нет, это нормальный патриотизм.

Ничего нет более вдохновляющего, чем видеть, как наши люди творят трудовые чудеса, когда идет русская колонна специалистов, которая строит, например, технологический комплекс. Я один из тех, кто видел, сколько у нас умных, красивых мужиков, и как они сильны, когда у них есть работа. Страна истосковалась по большой работе.

Нашу энергию не рассеять, не погасить кока-колами, макдональдсами, голливудами, наркотиками. Патриотизм – это гордость за свою страну и уверенность, что она займет достойное место в процессе цивилизации через достижения наших людей. Для меня это когда в полной мере раскрывается талант людей, воспитанных на основе русского духа.

Руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, протоиерей Виктор Горбач о важности изучения гуманитарных наук:

протоиерей Виктор Горбач

- В 90-е годы, когда Запад праздновал победу над Советским Союзом, одним из важных элементов осуществления духовной оккупации России стали различные грантовые программы. В рамках данных проектов издавались учебники по истории, иным гуманитарным предметам, которые внедрялись в школы. Некоторые учителя также на средства западных фондов, в первую очередь, фонда Сороса, выезжали за рубеж, где подвергались определенной обработке с целью дальнейшего внедрения полученных знаний в умы детей. Это было не случайно, потому что преследовалась задача изменения самосознания народа России и наших детей.

Сегодня мы видим последствия реализованного американского сценария на Украине - выросло поколение, воспитанное на грантовских учебниках и книгах, которое стало носителем совершенно иной идеологии. Когда нам некоторые деятели пытаются говорить о существовании идеологического многообразия, исключая определенную идеологию, то они лукавят, потому что в любом случае, когда мы воспитываем ребенка, то передаем ему некое целостное представление о мире, о том, что есть добро, а что зло, и как человеку правильно поступать.

Президент прав, говоря о том, что гуманитарные науки должны не просто предлагать абстрактную сумму знаний и превращать головы наших детей в подобие старого чердака, где собрано всего понемногу, а давать целостное представление о мире в соответствии с теми традициями, которые существуют на протяжении столетий в нашей стране. В этом заключается настоящий патриотизм. Патриотизм - это любовь к Отечеству, месту, где жили наши предки, где находятся их могилы. В первую очередь, патриотизм проявляется в следовании традициям, в духовной связи поколений.

Наша задача заключается в том, чтобы сохранить и передать русские духовные традиции будущим поколениям. Патриотизм – это не абстрактная любовь к государству, а любовь к народу и тем традициям и правилам, которые в нем существуют на протяжении многих столетий. Поэтому детям необходимо рассказывать о российской культуре и об истории на различных примерах.

Святейший Патриарх Алексий II предлагал в школах изучать Жития русских святых. Это очень важно. Не случайно, что наши предки избирали для детей в качестве первых книг житийную литературу, где много жизненных примеров. Наша национальная история богата святыми, поэтому если бы в начальной школе изучали жизнеописания наиболее почитаемых в России угодников Божиих, то это было бы полезно как для школьников, так и для всего общества. Жития святых могут быть изданы в современном пересказе, адаптированы для современных детей, чтобы они могли их воспринять. Нравственные примеры, содержащиеся в Житиях святых, очень важны для каждого человека в любом возрасте.

Формирование целостной образовательной программы изучения истории также является актуальной задачей государства сегодня. Историю можно изучать по-разному, показывая добрые и назидательные примеры, помогающие современным людям преодолевать возникающие трудности или демонстрируя историю как цепочку неудач и провалов.

Русская история - это постоянная череда оборонительных войн, направленных на сохранение независимости и самобытности. Когда мы сегодня сталкиваемся с различными трудностями, то человек, знающий историю, заметит, что ситуация не так уж драматична, нежели как ее вырисовывают некоторые деятели. В нашей истории всегда были примеры того, как формировались всевозможные союзы против России, для ее наказания и подчинения себе. Но никогда ничего хорошего из этого для наших недругов не выходило.

В этой связи очень интересным представляется вышедший недавно единый учебник по истории России, написанный талантливым ученым и педагогом Евгением Юрьевичем Спицыным. Работа над четырехтомником Спицына велась 15 лет, а первого сентября прошла презентация учебника в Храме Христа Спасителя. Учебник был рекомендован директорам школ и учителям несколькими крупнейшими деятелями науки и культуры страны, которые присутствовали на презентации и дали четырехтомнику самую высокую профессиональную оценку.

От преподавания гуманитарных наук зависит будущее российского государства и русского народа. Патриотизм - это сохранение и развитие вековых национальных традиций, их переосмысление в нынешних жизненных условиях. Если мы пойдем по этому пути, у страны есть будущее. Патриотизм - это наша опора, без которой нам невозможно жить.

17-летний Антон Ким представил «корейскую семью»:

Антон Ким

- Каждый народ - это особая культура, свои ценности и обычаи, и наши студенты с удовольствием включились в подготовку этого праздника, делали это с желанием, а не «из-под палки». Очень сложно в наше время смотреть новости - это всегда тема Украины, теперь Сирия… Обидно, что люди не могут договориться, не могут найти компромисс. Остается верить, что главным во всем этом останется человек, ведь страдают, в первую очередь, люди. Я надеюсь, именно это и вразумит высоких чиновников Украины, разрешит ситуацию в Сирии. Патриотизм для меня - это дом, который ты стараешься сохранить для будущих детей, для всех родственников и знакомых. Это тепло, которое тебе привычно и которое ты любишь. Которое дает надежду. Если в тебе есть ощущение дома, ты называешься патриотом.

Студент педколледжа СахГУ Илья Садыков, 16 лет (на вопрос о ситуации на Украине):

Илья Садыков

- Конечно, у меня есть мнение о том, что там происходит, тем более двоюродная сестра украинка. Во всем виновата Америка, которая задумала, распланировала и осуществила. Думаю, это понимает каждый россиянин. И если бы мне выпала возможность задать кому-то из главных участников событий вопрос, я бы задал его не иначе как президенту Обаме.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>
comments powered by HyperComments