3 марта 2019

Биомерия пришла

Лицо вместо банковской карты

> Мария Полякова

В 2019 году сахалинским клиентам Сбербанка при замене банковских карт предлагают участвовать в новой программе — распознавания клиентов по лицу и по голосу. Грамотность населения хромает, и всё новое вызывает у людей тревогу. Можно ли по желанию от такой услуги отказаться? Клиентов пугает, что банк однажды не сможет обслуживать тех, кто не сдал образцы голоса и лица. Насколько это устройство надёжно? Речь идёт о безопасности персональных данных, не попадут ли они случайно «в какую-нибудь другую систему», спрашивают читатели. На вопросы журнала ответили специалисты ответственных ведомств.

ЦБ: биометрия — на добровольных началах

Механизм удаленной идентификации, по данным Центробанка, заработал уже 30 июня 2018 года, благодаря чему у граждан появилась возможность получать банковские услуги дистанционно. То есть теперь открыть счёт или вклад, получить кредит и осуществить перевод можно, не приходя в офис банка.

При этом все вышеперечисленные услуги доступны вне зависимости от времени суток, местонахождения клиента или филиальной сети банка. Такое удалённое взаимодействие с коммерческим банком удобно как для представителей мобильного и занятого населения, так и для людей с ограниченными возможностями или для пожилых людей, которым затруднительно лично обращаться в офис банка.

Чтобы подключиться к системе удаленной идентификации, нужно один раз прийти в отделение банка-участника системы с паспортом и СНИЛС и сдать свои биометрические данные: видеоизображение лица и запись голоса. Эти данные отправятся в Единую биометрическую систему (ЕБС), работу которой контролирует ЦБ.

Владимир Апанасенко, управляющий Отделением Южно-Сахалинск Дальневосточного ГУ Центрального банка РФ:

Владимир Апанасенко

— Важно отметить, что механизм удалённой идентификации является бесплатным и добровольным. Банк вправе собирать биометрические данные только с согласия клиента. При этом возможность получения услуги традиционным способом — в офисе банка — сохранилась. То есть, в случае если гражданин не хочет получать финансовые услуги удалённо, он может, как и прежде, лично обратиться в офис банка и получить нужные ему финансовые услуги.

В целях безопасности биометрические и персональные данные хранятся в двух разных базах. Причём в Единой биометрической системе они записаны в обезличенной форме. Доступ третьих лиц к персональным данным человека строго запрещен: только сам владелец своих данных может дать разрешение банкам на сверку информации с данными системы. Это происходит каждый раз перед тем, когда человек хочет получить онлайн-услугу.

Механизм удалённой идентификации вправе использовать только те банки, которые участвуют в системе страхования вкладов, к которым не применяются меры по предупреждению банкротства, а также у которых отсутствуют неоднократные нарушения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма. На дату 24 января 2019 года такую услугу в Южно-Сахалинске можно получить в 11-ти офисах 5-ти банков, работающих на территории островного региона.

По данным пресс-службы ведомства, найти банк, где можно сдать биометрические данные, чтобы удалённо получать финансовые услуги, можно на специальной карте, которую разработал Банк России (на сайте www.cbr.ru). Для этого выберите в специальном окне город и удобную точку обслуживания.

Сбербанк: ваши данные защищены от мошенников

Пластиковые карты в ближайшем будущем уступят место смартфонам и бесконтактным платежам. «Умные сервисы» пришли и на Сахалин. Охват населения Сахалинской области финансовыми услугами за последние два года вырос на 30 процентов, рассказала управляющая южно-сахалинским отделением ПАО «Сбербанк» Наталия Лейдман. Островной регион также является одним из лидеров внедрения бесконтактных технологий оплаты.

В торговых точках и учреждениях области установлено более 7 тысяч POS-терминалов – электронных устройств, с помощью которых можно оплачивать товары и услуги безналично. 95% из этих устройств поддерживают бесконтактную оплату по технологии MasterCardPayPass и Visa PayWawe. Оплата также доступна при помощи гаджетов с технологией Apple Pay, Samsung Pay, Google Pay.

В июне прошлого года в Холмске начала действовать система электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Сегодня на стадии завершения проект по установке терминалов для приёма карт на муниципальном городском транспорте в Южно-Сахалинске.​

Наталия Лейдман, управляющая Южно-Сахалинским отделением №8567 ПАО Сбербанк:

Наталия Лейдман

— В декабре 2018-го года Сбербанк полностью выполнил требования Центрального банка России по удалённой идентификации клиентов и запустил сбор биометрических данных для «Ключ Ростелеком» — Единой биометрической системы (ЕБС) в 20% своих отделений. В рамках данной инициативы Сбербанк является агентом Единой биометрической системы. В настоящий момент сдать биометрические данные для ЕБС можно более чем в 2,7 тысячах отделений Банка по всей стране. Полный перечень офисов, обслуживающих клиентов по операции сбора биометрических данных для «Ключ Ростелеком» (Единой биометрической системы) доступен по ссылке: www.sberbank.ru/ru/about/today/oib. В Сахалинской области эта услуга доступна в офисах по обслуживанию частных клиентов по адресам: Южно-Сахалинск, улица Комсомольская, 195А; ул. Ленина, 279, ул. Сахалинская, 68; пр. Мира, 420; пр. Мира, 119А; ул. Украинская, 113Б; улица Комсомольская, 259В. Долинск: ул. Комсомольская, 39А; Корсаков: ул. Советская, 24; Невельск: ул.Советская, 80.

На текущий момент количество клиентов, пожелавших сдать свои биометрические данные для «Ключ-Ростелеком» ЕБС ЕСИА составляет несколько десятков.

Биометрия, как система распознавания по уникальным чертам (например, по лицу или голосу), является надёжной формой защиты данных от мошенников, так как лицо и голос невозможно подделать. Кроме того, этот метод существенно сокращает время идентификации клиентов. Данные, которые банк передаёт в ЕБС, передаются в зашифрованном виде и размещаются в хранилище «Ростелекома». После сдачи биометрических данных любой житель страны может пользоваться услугами без личного присутствия.

Специфика Сахалинской области – сложная логистика, поэтому жителям отдалённых населённых пунктов станет проще получать необходимые услуги.

Может ли клиент по желанию от такой услуги отказаться? Процедура сдачи биометрических данных не является обязательной.

P.S. Политика обработки персональных данных размещена на официальном сайте Сбербанка. В соответствии с её положениями обработка персональных данных осуществляется с согласия клиента.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

19 марта 2019 На Курилах проснулись первые медведи ...>> 19 марта 2019 Почти 400 случаев рыбного браконьерства зарегистрировано в Сахалинской области в прошлом году ...>> 19 марта 2019 Единые тарифы на авиаперевозки в Сахалинской области начнут действовать с 1 апреля ...>> 18 марта 2019 О том, в чём писатель Чехов был неправ, Валерий Лимаренко рассказал в интервью "Интерфаксу" ...>> 18 марта 2019 Стыковка пролетов трансграничного моста Благовещенск-Хэйхэ перенесена на май ...>> 18 марта 2019 Лайнер с туристами из Германии откроет круизный сезон в Приморье ...>> 18 марта 2019 Гордума Южно-Сахалинска объявила конкурс по отбору кандидатов на должность мэра ...>>

В мире

18 марта 2019 Борьба за Байкал между защитниками природы и бизнесменами продолжается: суд приостановил строительство завода по розливу питьевой воды ...>> 17 марта 2019 Китайская экономика перед вызовами общества потребления - "Международная жизнь" ...>> 17 марта 2019 Россия пригрозила ответить на новые санкции Евросоюза ...>> 15 марта 2019 Названы самые большие по численности населения регионы России ...>> 14 марта 2019 Японию возмутили российские учения на Курилах ...>> 13 марта 2019 МИД предупредил россиян с армянскими корнями о рисках поездок в Азербайджан ...>> 13 марта 2019 Россия отказалась отдавать Курилы - РБК ...>>