lorem
1 мая 2016

Быть ближе ко Христу

> Юлия Вятржик

В Сахалинской области, в селе Березняки, появился первый в истории островного православия женский монастырь, названный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Пока вокруг храма святого равноапостольного князя Владимира, что стал центром монастыря, построены лишь несколько домиков, в том числе небольшое сестринское общежитие. В нем поселились 7 насельниц во главе со старшей сестрой инокиней Ариадной. Им предстоит трудная и вместе с тем радостная работа по установлению традиционной монашеской жизни. О том, что такое монашество, о предназначении и дальнейшей судьбе островной Свято-Успенской обители мы беседуем с архиепископом Южно-Сахалинским и Курильским Тихоном.

Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский

- Владыка, чем и какими соображениями вы руководствовались, когда принимали решение об образовании в Сахалинской области женского монастыря?

- Если мы вспомним историю Государства Российского, то увидим, что в традиции нашего народа, Русской Православной Церкви, равно как и в традициях вселенского православия, конечно же, есть такое явление, как монашество. Откуда оно пошло? После того, как равноапостольный царь Константин в 313 году издал Миланский эдикт, который приравнял христианство к другим религиям, и потом, когда оно стало доминировать в Византийской империи, люди осознали, что эпоха гонений на христиан прошла. И тогда нравы христианской жизни стали падать. Высокая мораль, высокая нравственность, высокая духовность стали умаляться, и у некоторых людей возникло желание жить отдельно, жить подвижнической жизнью, быть ближе ко Христу, с более правильным исполнением христианских заповедей. И оттуда, собственно, и пошло само понятие монашества, что в переводе с греческого означает «уединенное, одинокое жительство».

По определению нашего соотечественника схиархимандрита Гавриила, который умер в Казани в 1915 году, монашество - это не награда, это образ покаяния. Именно поэтому зачастую наши предки, причем неважно, крестьянского или княжеского рода, воспитав и взрастив детей, по обоюдному согласию удалялись в монастыри. Тому примеров множество. Отдаляясь от мирских дел, эти люди продолжали оставаться активными членами нашего общества, однако в большей мере они полагали свое миросозерцание, миропонимание на устроение рая в своей душе: на покаяние, на исповедь, на делание добрых дел. Ведь монастыри - это сосредоточение на доброделании, основанное, в первую очередь, на молитве и на повседневных трудах.

Нам на острове, конечно же, не хватало женской обители, куда могли бы прийти наши женщины даже не для того, чтобы постричься в монахини, а чтобы просто пожить там какое-то время, отдалиться от мирской суеты. Ну а кто-то, возможно, примет решение остаться в обители навсегда.

И здесь нужно понимать, что в монашество люди уходят вовсе не из-за неразделенной или несчастной любви, как у нас принято предполагать. Таких ничтожно мало. Само понятие монашества связано с большими самоограничениями, и в этом случае человек осознанно на себя берет монашеские обеты и несет их через всю свою жизнь.

И вот что любопытно: если мы возьмем статистику в целом по России, то выяснится, что количество насельников и насельниц в мужских и женских монастырях несоизмеримо. Женские обители, как правило, гораздо более населяемы, чем мужские. Именно поэтому мы и решили реализовать идею создания на Сахалине женского монастыря, которая уже очень давно обсуждалась сахалинским священством. Причем ратовали за создание обители наши женатые священники, и этому есть вполне здравое объяснение: как это не парадоксально, но сохранению семейной жизни особо помогает молитва именно монашествующих.

- Чуть более десяти лет назад на Сахалине уже была попытка создания подворья женского монастыря в Анивском районе. Там жили несколько послушниц, было там и хозяйство - лошади, коровы, кот-размурзай и собаки. Так сказать, первый опыт…

- Попытки создать некий прообраз женской обители на острове были, но мы должны отдавать себе отчет в том, что само монашество, как любые добрые дела и хорошие традиции, прививается. Эта прививка монашества, прививка православия, на мой взгляд, должна состояться именно сейчас, когда на остров приехали люди, которые вкусили настоящей монастырской жизни, привезли с собой как бы из рук в руки переданный истинный монастырский дух. Ведь невозможно врача научить лечить людей по книгам. То же самое и с монашеством, традиции которого, в первую очередь, носят духовный характер. Тогда и происходит та самая прививка монашества, когда человек по своему внутреннему состоянию хочет походить на монахов, с которыми он общается. И в первую очередь - на Спасителя: кротостью, смирением, долготерпением, послушанием, нестяжанием и прочими добродетелями.

- Монастырский комплекс возводится у храма равноапостольного князя Владимира. Это - затраты как финансовые, так и человеческие. Кто вам помогает строить обитель?

- Русская Православная Церковь не финансируется государством и живет на благотворительность, на пожертвования доброхотов, добродетельных людей. То же самое и монастырь, который строится за счет пожертвований людей, причем пожертвования эти в большей степени не финансовые, а материальные. Например, один человек дал нам строительную технику, другой пожертвовал строительные материалы. Именно так на стройплощадке появился сорокафутовый контейнер, который переделали под временную трапезную и кухню. Наконец, есть люди, которые приезжают и безвозмездно работают на строительстве.

Получается, что монастырь возводится всем миром. Я вспоминаю, как мы таким же образом строили храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца, это на пересечении улиц Больничной и проспекта Мира в Южно-Сахалинске. Этот храм действительно можно было назвать народной стройкой.

А сейчас мы можем наблюдать, сколь любим этот храм нашими горожанами, поскольку многие и многие привнесли туда свою лепту и совершенно справедливо считают его своим родным храмом. Я надеюсь, что сахалинцы будут привносить свою лепту и в монастырь. И будут считать эту обитель своей. Безусловно, епархия несет основную затратную статью по возведению и временных строений, и капитальных, однако здесь, повторюсь, пример соработничества Церкви и наших доброхотов, в том числе и благотворительных организаций.

- Кто создавал проект монастырского комплекса? Сколько на его территории будет строений?

- Что касаемо проекта, то его опять же создавали доброхоты. Они спроектировали трапезную вместе с кухней, которая сейчас возводится, и двухуровневый дом на 70 с небольшим квадратов. Далее мы планируем спроектировать сестринский корпус, но пока еще даже не выдали проектировщикам техзадание, поскольку до сих пор идет активное обсуждение, сколько келий сестринских надо предусмотреть, на сколько мест проживания будет рассчитана каждая из них, как это будет выглядеть, из какого материала строиться. Наконец, основополагающий момент - цена вопроса. Обсуждение проекта продолжается, мы вникаем в каждую деталь. Не хочется ошибиться, чтобы потом переделывать.

- Я уже познакомилась с инокиней Ариадной. Ей предстоит сложная миссия - в будущем она станет игуменьей Свято-Успенской обители, хотя уже сейчас фактически ее возглавляет. Как вы думаете, матушка справится?

- Я надеюсь, что десятилетнее пребывание в монастыре явилось хорошей прививкой для матушки Ариадны. Когда мы с ней говорили о монастыре, я сказал, что, конечно же, епархия будет помогать во всех хозяйственных вопросах.

Куда я не буду вмешиваться - так это в прием насельниц и в кадровые вопросы. Кого-то навязывать матушке игуменье я не считаю возможным.

Ну, а хозяйственные заботы, конечно, лягут на всех на нас, на священнослужителей Южно-Сахалинской и Курильской епархии и на меня лично, поскольку невозможно на женские плечи взвалить весь этот груз.

- Понятно, что постепенно монастырь будет прирастать как людьми, так и строениями, но пока количество насельниц совсем невелико…

- По моим личным оценкам на начальном этапе своего становления в монастыре будет порядка десяти насельниц. Но я могу и ошибаться. Полагаю, что на первых порах их будет гораздо больше, но мы должны понимать, что человек зачастую приходит в обитель не для того, чтобы остаться там навсегда, а чтобы проверить себя и твердость своего решения. На это требуется время. Многие придут, поживут, посмотрят и, скорее всего, возьмут паузу, чтобы разобраться в своем внутреннем состоянии и принять окончательное решение.

- На Сахалине идет активное обсуждение этой новости. Я думала, что высказывания будут злыми, но оказалось, что сахалинцы довольно благожелательно отнеслись к тому, что на острове появился женский монастырь. И почему-то многим кажется, что обитель непременно должна стать местом призрения несчастных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию. То есть стать чем-то вроде дома милосердия. Будет ли это направление развиваться?

- Что касается приюта при монастыре, пока об этом говорить преждевременно. Вначале мы должны развить и устроить монашескую общину, упорядочить богослужебную жизнь, набрать сестер, которых нужно разместить, накормить, научить, а потом уже что-то с них спрашивать. Конечно же, если мы вспомним историю русского монашества, монахи всегда занимались делами милосердия и благотворительности. Таких проектов у нас много, но не хотелось бы озвучивать их заранее, сначала нужно попытаться хотя бы часть из них реализовать. Понятно, что тех женщин, которые потеряли себя, мы будем привечать в монастыре, будем им пытаться дать кров, питание и возможность трудиться, по примеру святого Иоанна Кронштадтского, который создавал дома трудолюбия. И если человек захочет не просто пожить в монастыре, а пожить, трудясь, неся какую-то пользу нашему обществу, то такие люди, я убежден, найдут свое место в нашей обители.

НОВОСТИ

Сахалин и Курилы

17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>>

Дальний Bосток

16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>
comments powered by HyperComments