1 марта 2020

Трасса героев

Из истории авиации Дальнего Востока

> Константин Пронякин

В 2020 году гражданская авиация Дальнего Востока отмечает 90-летний юбилей. Отправной точкой знаменательной даты является открытие 9 января 1930 года первой дальневосточной регулярной пассажирской авиалинии Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Оха (о. Сахалин) — Александровск-на-Сахалине будущим Героем Советского Союза, летчиком Михаилом Водопьяновым. Вот что пишет об этом автор в своем справочнике «Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю» (Хабаровск, 2019 год).

1930 год. Летчик Водопьянов на самолете с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную дорогу по маршруту Хабаровск – Оха. Фото сделано в Николевске-на-Амуре, фото: avia_dalstroy

Линия Хабаровск — Сахалин была открыта досрочно (к введению она планировалась только на 1931/32 годы) и связала центр Дальневосточного края — Хабаровск с Сахалинскими рыбным и нефтяным промыслами, дала толчок к ускоренному развитию авиации на островах, показала мастерство первых летчиков.

В морозный (минус 36 градусов) четверг, 9 января 1930 года летчик Михаил Водопьянов на самолете «Юнкерс Ф-13» (F-13) общества «Добролет» с бортовым номером СССР-127 начал прокладывать воздушную трассу по маршруту Хабаровск — Сахалин протяженностью 1130 километров.

На борту того исторического самолета находились кроме бортмеханика Н. В. Аникина и механика-моториста С. И. Нижниковского пассажиры: начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Трансавиация» Всероссийского акционерного общества «Добролет»

А. С. Ривадин, секретарь Дальневосточного крайсовета Осоавиахима А. Г. Захаров, специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» Волынский.

Через восемь дней, 16 января 1930 года, первый перелет по маршруту Хабаровск — Нижне-Тамбовское — Мариинск — Николаевск — Оха — Александровск-на-Сахалине (устье р. Александровки, самолет садился на лыжи) завершился.

9 января стало официальным днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.

Это уже потом советские авиаторы проложат авиатрассы на Камчатку и Чукотку, в Приморье и Приамурье, в Якутию и на Охотское побережье. Но эта была первой!

Ведь тогда, в 1930 году, открыли не только первую пассажирскую авиалинию в ДВК (Хабаровск — Сахалин), но и стали выполнять регулярные почтово-пассажирские рейсы по расписанию.

Михаил Водопьянов, совершивший первый перелет из Хабаровска на Сахалин, источник фото: dv.land

Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии дальневосточной авиации большую роль. Она была школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно ее прозвали «Трассой героев».

Первым лётчиком Дальневосточного края, согласно советской историографии, считается Михаил Водопьянов (1899-1980), будущий Герой Советского Союза — спасатель челюскинцев (1934). Но неужели до Водопьянова здесь никто не летал?

От шара до махолёта

Воздушную трассу в 1929 году вместе с Михаилом Водопьяновым разрабатывали забытые сегодня морские летчики Василий Копридов (1895-?) и Карл Ренкас (1897-1932). Именно эти пилоты состояли в штате управления Дальневосточных воздушных линий до приезда Водопьянова.

Но одиночные, демонстрационные полеты на востоке страны совершали ведь еще до революции 1917 года... Сначала это были воздушные шары.

Странствующий аэронавт Иван Борисович Овербек — по афише Жан (1870-1906), москвич, решил поехать на Дальний Восток, где прыжки с парашютом были еще в диковину. Его дальневосточные гастроли начались в Хабаровске 29 июня 1906 года.

Пионер воздухоплавания Жан Овербек, ru.wikipedia.org

Как рассказал краевед Анатолий Жуков, поднялся Жан Овербек на воздушном шаре-монгольфьере (тепловой аэростат с оболочкой, наполняемой подогретым воздухом) из городского сада, расположенного на берегу Амура. Выступление аэронавта восхищало, бесстрашие и презрение к опасности изумляли.

Через пять дней состоялся второй полет, затем Овербек отправился на пароходе вверх по Амуру в приграничный с Китаем город Благовещенск. А 29 сентября 1906 года газета «Харбинский вестник» сообщила, что накануне в лечебнице доктора Фельдмана отважный Жан Овербек скончался от тифа.

Вторым поднялся на воздушном шаре в городском саду Хабаровска 15 августа 1907 года воздухоплаватель Густав Фридрихович Глеклер (?-1920). Его судьба трагична: поручик вооруженных сил юга России был расстрелян большевиками 23 ноября 1920 года в Симферополе.

Между тем, в Хабаровске в январе 1910 года появилось специальное распоряжение за подписью приамурского генерал-губернатора П.Ф. Унтербергера. Он предписал местным властям: «На случай полета или спуска на землю воздушных шаров обязать население без разрешения воздухоплавателей не подходить к ним ближе, чем на 50 шагов; не курить и не разводить костров ближе, чем на 100 шагов от шаров; если шару грозит опасность от огня, огонь угасить и предупредить криками воздухоплавателей; оказать воздухоплавателям помощь при уборке шаров и доставить их и имущество на ближайшую почтовую или железнодорожную станцию».

Яков Седов-Серов — один из первых русских авиаторов, авиамехаников и популяризаторов авиадела, ru.wikipedia.org

Тем временем московский любитель-механик В. М. Смуров, прибыв на восток, спроектировал и построил весной 1912 года нечто вроде вертолета и назвал его «орнитоптером» (махолет Смурова). К сожалению, не удалось найти фотографий или чертежей этого уникального аппарата. Известно лишь, что предварительные испытания, проведенные самим Смуровым на берегу Сунгари в Харбине, дали положительные результаты — аппарат поднимался на 4 сажени (8,5 м) от земли, совершал в воздухе повороты и т.п.

Самолет над Хабаровском

Одним из первых русских авиаторов, авиамехаников и популяризаторов авиадела на Дальнем Востоке стал Яков Иванович Седов-Серов (1878-1964). Весной 1911 года из Севастополя с аэропланом «Фарман-4» он отправился на Дальний Восток (Харбин, Владивосток, Благовещенск, Чита, Иркутск, Томск, Новониколаевск, Омск, Петропавловск) для пропаганды достижений авиации.

Запланированные полеты в Хабаровске не состоялись по причине отсутствия подходящей площадки (ипподрома). В Иркутске местным отделением Всероссийского аэроклуба 4 августа 1911 года ему был выдан первый в Сибири диплом авиатора. Вот и выходит, что Седов-Серов считается первым летчиком Владивостока, а у нас, увы, эта честь принадлежит Александру Александровичу Кузьминскому (1881-1930).

Русский авиатор Александр Кузьминский, ru.wikipedia.org

Согласно карточке из картотеки краеведа Анатолия Жукова, Александр Кузьминский родился в Харькове, был племянником Софьи Андреевны — жены Льва Николаевича Толстого. Учился летать в авиашколе Блерио во Франции. Диплом пилота-авиатора получил 19 сентября 1910 года. Первые полеты Кузьминского на родине были неудачны.

Но в 1912 году он совершил путешествие со своим аэропланом на Дальний Восток, показывая полеты населению Харбина, Мукдена, Пекина, затем летал в Камбодже, Индонезии, в 1913-м в Персии.

В 1914 году Александр Кузьминский работал летчиком-испытателем на авиазаводе Щетинина в Петербурге. С началом войны добровольно пошел на фронт, но потерпел аварию и вернулся на завод. После революции работал консультантом в Главвоздухфлоте.

Так вот, 23 августа 1912 года он впервые совершил полет на самолете над Хабаровском! Взлетел Кузьминский на аэроплане «Блерио» (Blériot XI) с площадки на территории нынешнего стадиона «Динамо» в 5 часов вечера, сделал три круга, летал 12 минут. И именно ему принадлежит честь быть первым летчиком Хабаровска!

Здание аэропорта после освобождения острова от японцев. С октября 1945-го на военный аэродром «Осава» в Южно-Сахалинске, расположенный западнее Большой Елани, из Хабаровска в Южно-Сахалинск открылись регулярные полеты. Фото из архива аэропорта

«Сахалин P.S.» №16