6 сентября 2018

Дело Токуная

> Вадим Горбунов, «Сахалин P.S.»

История Дальнего Востока, особенно наших островов, ещё не рассказана как следует – слишком много здесь было коренных переломов. Только на Сахалине за последние полтора века три раза полностью менялось население, раз пять – политико-экономический строй. В ходе этих перемен терялось многое… А ведь это была великолепная история, которую делали сильные и яркие люди, о них нужно слагать легенды. Тихоокеанское побережье России всегда было территорией фронтира, границы, на которой слабым людям места не было. И сегодня наш рассказ именно о таком человеке, чьи действия создали определенную ключевую точку истории островного региона - японском географе и исследователе Могами Токунае.

Мастер самопиара

И у нас, и в самой Японии более известен другой географ и исследователь – Мамия Риндзо. Он, мол, первым и обнаружил, что Сахалин является островом, и пролив Невельского надо назвать проливом Мамии Риндзо.

Это, конечно, чистая политика. Заслуга Невельского не в том, что он нашёл пролив. В конце концов, этого не исключал и Лаперуз, который просто обозначил его непроходимость для судов из-за огромных отмелей (а отливы там, на севере, в районе Тыка и Лаха, действительно впечатляющи). Невельской же нашел нужный фарватер. А что касается Мамии Риндзо, сам я ничего говорить не буду. Предоставлю лучше слово адмиралу Головнину, который был послан в Японию с предложением мира и дружбы, но был там захвачен в долгий плен (из книги «Записки флота капитана Головина о приключениях его в плену у японцев» - прим. ред.).

Мамия Риндзо (яп. 間宮 林蔵, 1775 - 1844) — японский путешественник, исследователь острова Сахалин (www.nippon.com)

«…Между тем явилось к нам новое лицо: это был присланный из японской столицы землемер и астроном по имени Мамия-Риндзо. В первый раз он к нам пришёл с нашими переводчиками, которые сказали, что он приехал недавно из Эддо, откуда правительство их, по совету врачей, знающих европейские способы лечения, прислало с ним некоторые припасы, могущие предохранить нас от цинготной болезни, столь в здешней стороне обыкновенной и опасной... Но все сии гостинцы, как-то мы скоро приметили, клонились к тому, чтобы нас, так сказать, задобрить и понудить, не отговариваясь, учить японского землемера нашему способу описывать берега и делать астрономические наблюдения; на сей конец он не замедлил принести к нам свои инструменты, как то: медный секстант английской работы, астролябию с компасом, чертежный инструмент и ртуть для искусственного горизонта, и просил нас показать ему, как европейцы употребляют сии вещи.

Он стал ходить к нам всякий день, и был у нас почти с утра до вечера, рассказывая о своих путешествиях и показывая планы и рисунки описанных им земель, которые видеть для нас было весьма любопытно. Между японцами он считался великим путешественником: они слушали его всегда с большим вниманием и удивлялись, как мог он предпринимать такие дальние путешествия, ибо ему удалось быть на всех Курильских островах до семнадцатого, на Сахалине, и он достигал даже до Маньчжурской земли и до реки Амура.

Тщеславие его было столь велико, что он беспрестанно рассказывал о своих подвигах и трудностях, им понесённых, для лучшего объяснения коих показывал дорожные свои сковородки, на которых готовил кушанье, и тут же у нас на очаге всякий день что-нибудь варил или жарил, сам ел и нас потчевал. Также имел он кубик для гнания водки из сорочинского пшена (риса), который беспрестанно у него стоял на очаге; выгнанную же из него водку пил он сам и нас потчевал, что матросам нашим весьма нравилось...»

Безусловно, Мамия Риндзо был выдающимся путешественником своей земли и своего времени. В том числе и мастером самопиара. Но первым все-таки был Могами Токунай.

Заметки на полях:

Василий Михайлович Головнин (1776—1831) — один из прославленных российских мореплавателей, прошедший путь от кадета Морского корпуса до вице-адмирала, директора департамента кораблестроения. Совершил кругосветные плавания на шлюпе «Диана» и на фрегате «Камчатка». В 1811 году на Головнина было возложено описать Курильские и Шантарские острова и берег Татарского пролива, результаты этих трудов он также напечатал в 1819 году.

Здесь, во время работ у острова Кунашира, Головнин был обвинён в преступлении принципов сакоку (политики внешней самоизоляции Японии) и захвачен в плен вместе с мичманом Муром, штурманским помощником Хлебниковым и 4-мя матросами, плен продолжался более двух лет, описание его, изданное в 1816 году, переведено на многие европейские языки.

Путь на север

Напомним предысторию. В прошлом номере журнала мы уже писали о графе Бениоровском, будущем короле Мадагаскара, бежавшем с Камчатки и сообщившем в Японию, что русские строят на Курилах флот в целях вторжения в Японию. Сёгутан решил проверить столь необычную информацию, и для начала затребовал сведения о том, что находится севернее Хонсю от клана Мацумаэ.

Этот клан, основанный ещё одним удачливым авантюристом, проживал на южной оконечности Хоккайдо, и его территория считалась автономным княжеством. То есть, как бы в составе Японии, но, по сути, нет. При этом клан объявил себя «Великим Властителем всех Северных территорий вплоть до Северного Полюса». Вот эти данные центральное правительство и попросило их уточнить. Однако предоставленный Мацумаэ доклад «был составлен в крайне туманных выражениях и не удовлетворил правительство».

Проще говоря, ничего они не знали, ничем не владели. Только как бы подразумевали...

А между тем на 1778 год русский промышленник Дмитрий Шабалин в своем отчёте поименовал «более 1 тысячи айнов южной части Курил, не считая жителей других Курильских островов, уплативших подати и причисленных в силу этого к русскоподданным (на Урупе – 181 человек, на Итурупе – 345, на Кунашире – 438, на Хоккайдо – 137 человек)».

Айны, загадочное племя. Источник фото liveinternet.ru

Да, да, да, и на Хоккайдо айнов уже начали вводить в русское подданство. И центральное правительство Японии наконец-то решилось узнать, что происходит хотя бы в ближайшей сотне километров от владения клана Мацумаэ. Для этого была направлена специальная правительственная экспедиция в составе тридцати человек, которая разделилась на два отряда. В отряде, который отправился узнавать «что есть такое Курилы», был бывший «носильщик топографических инструментов, сын крестьянина Могами Токунай». По другой версии, он был все-таки из самурайского рода, но в любом случае это был человек выдающихся способностей. Будучи в услужении одного из врачей правительства – в этом качестве встретился с известным учёным Хонда Тосиаки и стал его любимым учеником.

Тосиаки, собственно, и должен был возглавить экспедицию, но перед её началом заболел. По некоторым утверждениям, сделал это намеренно, чтобы открыть дорогу своему ученику. И Могами Токунай оправдывает эти надежды, становясь крупнейшим в Японии топографом и знатоком островов, лежащих севернее Хонсю в XVIII веке.

Токунай провел исследования Южных Курил и до Мамия Риндзо – Южного Сахалина, добравшись почти до пролива Невельского, а может быть и заглянув в него. Итогом его работы были составленные им карты, представлявшие значительный шаг вперед по сравнению с имевшимися до него. Однако о них и его отчетах мало кто знал. Сведения, полученные Токунаем, засекретили, большая часть его материалов осталась неопубликованной. И, думается, понятно почему. Именно Токунай, устанавливая «исконную принадлежность северных территорий», честно описал, как это было. А было – совсем не так, как хотелось бы видеть многим в Японии. Историк Синтаро Накамура в книге «Японцы и русские. Из истории контактов» приводит по этому поводу немало подробностей.

Первый японец на Итурупе

Могами Токунай (яп. 最上 徳内; 1755 — 1836), японский топограф, исследователь Курильских островов и Сахалина. Скончался в Асакусе, Токио, в возрасте 82 лет. Его могила была обозначена как культурная собственность, её можно найти в храме Ренку-дзи в Токио (www.city.murayama)

Итак, в конце зимы 1786 года 30-летний Токунай в качестве официального топосъёмщика на айнской лодке переправился на остров Кунашир, а 18 апреля высадился на Итурупе. Сам он писал, что был первым японцем, вступившим на этот остров. И что же он там увидел?

В прекраснейшем (и на сегодняшний день наиболее ёмком) труде Александра Василевского и Натальи Потаповой «Очерки истории Курильских островов», первый том которого вышел в 2018 году, это описано довольно сухо: «В 1785 г. Танума отправил экспедицию сёгунского правительства под командованием Аосима Сюндзо, участником которого стал Могами Токунай, для обследования северных границ Японии, изучения деятельности Мацумаэ и разведки возможностей заселения, земледелия и торговли. Токунай, взяв с собой главу Аккеси Икотой проводником, обследовал Кунашир, Итуруп и Уруп в 1785 – 1786 годах. На Итурупе он встретился с тремя русскими, жившими среди айнов. Такакура Синичиро приводит их имена: «Семён Дорофеевич Ишюиозов (родом из Иркутска), Иван Веркович Сасуновский (родом из Охотска) и их слуга Никита (родом из Нерчинска)».

Узнал Токунай и историю русских – они были членами команды судна «Св. Павел», отправленного в 1784 г. на о. Уруп с задачей спустить на воду выброшенное на берег судно. Из-за конфликта с капитаном они сбежали с судна и на айнской байдаре переправились на Итуруп, где подружились с Икотой и другими айнами, обучили некоторых из них русскому языку и основам христианской веры. Впрочем, историк К. Черевко приводит другую версию «ухода» русских на Итуруп: «Очевидно, это была часть поселенцев, оставленных на Урупе экспедицией И. М. Антипина и Д. Я. Шабалина и переехавших в 1779 г. на Итуруп».

Токунай, общаясь с русскими, собирал у них информацию о России и Курильских островах, находящихся севернее Урупа… Затем он обследовал Уруп, нашёл там покинутое поселение, где проживали русские, но самих русских на острове не было. Историк И. Стрижова отмечает, что «встретив на Итурупе русских, учёный (Могами Токунай), ссылаясь на миф о сотворении Японских островов вместе с Курилами, заявил, что эти острова являются японской территорией».

Словом, не было на Итурупе Японии, был только миф, а жили там русские и айны.

Наши «рыбаки»

На таких судах выходили в Охотском море

Если на Кунашире айны о японцах знали, то многие на Итурупе видели их впервые. А вот с русскими они были знакомы, и давно. И эти русские (в передаче Токуная - Идьзюу, Сасунокон и просто Никитэ), по версии Накамуры, представились простыми рыбаками, поссорившимися с артелью и перебравшимися с севера. Однако у них уже были крепкая изба и айн Иванушка, переводчик с русского на японский. Да и сам Ежов откуда-то знал японский. Поэтому общаться они могли. И то, о чём разговаривали русские «рыбаки» с образованнейшим японским чиновником, и есть самое любопытное.

Токунай в размышлениях, как бы убрать русских с Итурупа, спрашивает: «Знаете ли, что японским правительством запрещён въезд иностранцев в страну?».

И далее – диалоги (из книги Синтаро Накамура «Японцы и русские. Из истории контактов» - прим. ред.).

« – Знаем. Однако здесь не Япония. Ни на Итурупе, ни на Урупе, кажется, нет никаких правительственных органов…

– Нельзя утверждать, что это не японская территория из-за того, что здесь нет правительственных органов. В Японии есть почитаемое божество, и это божество управляет государством. Посмотрите на небеса. Именно золотой диск солнца, светящийся в небесах, является японским божеством. Одновременно с японской территорией оно создало северные острова.

– Я этому не верю. Солнце – ни что иное, как светящийся круг, существующий во Вселенной. Бог — это нечто иное, отличное от солнца, гор, рек, а божественный путь нам указал сын Божий Иисус Христос. Даже жители этого острова в настоящее время верят в учение Христа...».

Вот такие теологические споры. И более того, русские «рыбаки» уже активно обращали айнов в православие.

На следующий день Токунай применил другие аргументы.

« – Вчера вечером вы сказали, что острова Итуруп и Уруп не являются японской территорией. В таком случае это территория России»?

– Нет, пока ещё не территория России. Хотя в ближайшем будущем, думаю, будет таковой».

Далее Идьзюу стал приводить аргументы в пользу того, что Токунай, собственно, первый японец на Итурупе: «Даже если предположить, что все айны являются представителями японской нации, это ровно никакого значения не имеет. Япония сама отказалась от прав владения этой территорией, и этого вы не опротестуете ни перед богом, ни перед людьми».

Тогда Могами сказал: «Я официальный представитель Японии. Я здесь же объявляю, что Итуруп является территорией Японии».

На что Идьзюу рассмеялся: «Можно провозглашать сколько угодно. Однако вопрос заключается не в провозглашении, а в реальной силе». И вспомнил про Козыревского, который 70 лет назад пришел на Шумшу.

Тогда Токунай решил проявить эту силу — вытащил меч и объявил, что вы, русские, арестованы... Русские только рассмеялись и постарались успокоить разгорячившегося японца.

В дальнейшем они подружились. И в завершение самый любопытный эпизод — друзья расстаются, Токунай возвращается на родину.

«Тогда Идзюе достал из кармана лист бумаги:

— Возьмите это, господин Токунай.

— Что это такое?

— Это разрешение на въезд в Россию. С ним вы можете путешествовать по России. Непременно приезжайте в Россию».

Сусунокон тоже вручил такую же бумагу, добавив: «Одному вам, видимо, скучно будет путешествовать» (в смысле, возьмите с собой друга). А теперь вопрос: были ли эти полуграмотные рыбаки, которые вели с образованным путешественником высокоучёные разговоры, а в завершение выдали официальные бумаги на посещение России, действительно «полуграмотными рыбаками»? Или все-таки правительственными агентами, исследовавшими Южные Курилы для их дальнейшего освоения?

Печальная история

Что происходит дальше? Летом 1789 года айны на Кунашире восстают, уничтожают все-таки навязанную им японскую торговую факторию. Для подавления восстания на Кунашир был послан большой отряд солдат. В 1792 году центральное правительство Японии вновь направляет на Север экспедицию, чтобы изучить ситуацию, которая сложилась на Хоккайдо и Южных Курилах после подавления восстания. В 1798 году — ещё одну, и в ходе обеих, используя опыт Токуная, они уже не машут мечами, а, пользуясь моментом, сносят русские знаки и ставят свои. Например, одна из партий экспедиции во главе с Кондо Сигэтоси и всё тем же Могами Токунаем 28 июля устанавливает на Итурупе столб с надписью: «Эторофу — владение Великой Японии» и тем самым создает для своей страны «проблему северных территорий».

Но что это мы всё про русских да японцев? А как же коренные жителей островов – айны?

Памятник в Южно-Курильске

В 1855 году Итуруп и все острова южнее перешли под юрисдикцию Японии. В 1872 году ей были переданы и все остальные Курильские острова. Во время второй мировой войны все айны как «неблагонадёжный элемент» были свезены на Шикотан.

Это была сложившаяся в те времена практика. В США интернировали японцев, в СССР вывозили в Казахстан с Дальнего Востока корейцев…

Но с айнами получилось все гораздо печальней. Казалось бы, Шикотан более приспособлен для жизни, нежели Северные Курилы. Но когда в 1946 году экспедиция по изучению Амурского края (Приморский филиал Географического общества СССР) начала искать на Шикотане айнов, то обнаружилась следующая картина: «Важным в отношении Сикотана необходимо отметить следующее. Как известно, в своё время японцы переселили сюда с северных островов айнов, бывших русских подданных, говоривших на русском языке и исповедовавших православную веру. В настоящее время айнов на острове не оказалось, зато найдены реликвии православной церкви, церковные книги, иконы, в том числе икона Александра Невского, а на маленьком кладбище – 35 крестов, чего нет на других японских кладбищах. Старожилы японцы утверждали, что это могилы айнов. Таким образом, айны на Сикотане в созданных для них условиях полностью вымерли» (цитата из книги «По земле тысячи островов»).

Так закончилась история «мохнатых курильцев» – одной из ветвей мощного некогда айнского народа.

P.S. В материале использованы фото Ивана Квача – фотографа экспедиции Общества изучения Амурского края (из книги «По земле тысячи островов» с имеющимися подписями, разъясняющими ситуацию). Примечательный факт: как минимум 70 лет прошло с тех пор, как Япония владела всеми Курилами, а айны всё равно хранили верность православию.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>

comments powered by HyperComments