3 декабря 2018

Никита Полонский: «Мы в преддверии больших перемен»

> Елена Герцен

Самолет с Большой земли приземляется в аэропорту «Южно-Сахалинск», и первое, что бросается в глаза — это каркас строящегося здания впечатляющих размеров. О ходе строительства нового аэровокзального комплекса и о том, как ввод его в эксплуатацию изменит жизнь островитян, в интервью журналу рассказал генеральный директор АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» Никита Полонский.

— Никита Сергеевич, за годы вашего руководства произошла полная реорганизация аэропорта, а год назад началось строительство нового аэровокзального комплекса. Нелегко жить в эпоху перемен?

— Я уверен, что перемены не будут прекращаться ещё очень долго, это связано с ростом, развитием, трансформацией и выстраиванием логистики авиационного сообщения Дальнего Востока. Понимая, что нужно идти в ногу со временем, мы очень рады этим переменам. Главное, удаётся соблюдать тот принцип, тот незыблемый постулат, который я ещё во времена студенческой юности для себя определил в общении с моими друзьями, которые стали бортинженерами. Я пообещал в дружеской компании, что если они будут летать туда, где я работаю, то смогут быть совершенно уверены, что земля встретит их ласково и бережно, и так же выпустит в полёт. С тех пор круг моих летающих друзей значительно расширился, а я неукоснительно следую этому правилу.

— Расскажите подробнее, что сделано за эти годы по улучшению работы аэродрома?

— Работа закипела, когда в 2015 году на улучшение летного поля аэропорта стали ежегодно выделяться все столь необходимые средства. Технические специалисты стали планомерно укреплять взлетно-посадочную полосу и покрытия аэродрома: делать все для того, чтобы воздушная гавань Южно-Сахалинска смогла принимать самолеты всех существующих типов.

В прошлом году мы закончили седьмой этап — перекрыли грузовой перрон новым бетоном, дальше двинулись по местам стоянок воздушных судов авиакомпании «Аврора» — восьмому этапу, который плавно перетек в девятый. Девятый этап «прокачки» аэропорта стал предпоследним в многолетней модернизации главной воздушной гавани острова. А десятый этап аллегорически вставит последний пазл в разношёрстную мозаику аэродромного покрытия и закрепит последний стежок на лоскутном одеяле нашей модернизации. По плану этот очень важный проект по улучшению аэродрома, стартовавший 12 лет назад, мы полностью завершим уже в следующем году.

— Аэропортовая служба — большое хозяйство, не все об этом знают. Какие филиалы и службы входят в состав АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»?

— Аэропорт — это, образно говоря, дверь, в которую ты входишь, чтобы попасть в квартиру. За этой дверью есть огромное пространство, насыщенное определенными процессами, организациями, системами, которые очень тонко взаимоувязаны. С реформацией социалистической системы — плановой и единой, когда был ещё единый авиаотряд, предприятия разделились. Сейчас это либо сервисные предприятия, смежные организации, либо большие, вроде «Авроры», компании, которые ведут свою хозяйственную деятельность на территории аэропорта. Увязка, координация, консолидация этих действий и составляет основную часть, главную заботу руководителя. Есть такое понятие как главный оператор, таковым мы и являемся.

Другими словами, мы консолидаторы всех процессов. Начиная с того, что аэропорт — это не только взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки, перроны для стоянки воздушных судов, но это ещё и различные примыкающие к ним системы (светосигнальная и водосточно-дренажная системы, система радиосредств посадки, система по приёмке и обработке багажа и грузов, склады и терминалы и другие).

Это здания и сооружения, в которых расположены службы, в частности, служба управления воздушным движением. Технические здания, которые занимают большую часть территории аэродрома, там находятся техника, персонал служб, которые, собственно, и содержат весь комплекс, называемый аэропортом.

Наше досье

Н. С. Полонский родился в семье нефтяников в г. Грозном. В 1965 году вместе с родителями приехал на Сахалин в п. Колендо на самом севере острова. В 1976 году семья переехала жить в Оху, оттуда ушёл служить в ВМФ.

После службы в Вооруженных силах, прошел путь от авиатехника аэропорта «Оха» до заместителя директора по наземному обеспечению полетов ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск». В 2012 году приказом Росавиации был назначен директором главной воздушной гавани. В 2014-м — завершена процедура приватизации ФГУП и создано ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск». А в 2016 году четыре северных аэропорта в Шахтерске, Ногликах, Зональном и Охе были присоединены к аэропорту областной столицы в форме филиалов. В результате АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» стало головным предприятием и сейчас управляет деятельностью в четырех аэропортах Сахалинской области.

— Стал ли 2018 год прорывным для предприятия?

— Год был особенным и запомнится как год начала активной фазы строительства нового аэровокзала. Если с лётным полем, с взлётно-посадочной полосой и с местами стоянок воздушных судов движение развития планомерно и переходит из года в год, начиная с 2016 года, то со строительством пассажирского терминала ситуация другая: только в январе этого года началась активная фаза строительства, и это знаковое событие. Если помните, мы заложили капсулу времени, которую потомкам предстоит открыть на 100-летие аэропорта в 2045 году.

В 2016 году к нам присоединили аэропорты севера, и в этом году, можно сказать с уверенностью, мы научились с ними работать, получили богатый опыт управления удалёнными подразделениями. Правительство области ставит перед нами задачу о приведении всех аэропортов, включая Курильские острова, под единое оперативное управление. И нам это, на мой взгляд, удалось, решена очень тонкая проблемная задача. Кроме того, северным аэропортам мы передали более производительную и надежную технику, и это сразу дало положительный эффект.

— Вы говорите о технике, которая готовит взлётную полосу к полету? Насколько готов к зиме в этом отношении южно-сахалинский аэропорт?

— На днях у нас была комиссия Росавиации, которая рассмотрела вопрос присвоения взлетно-посадочной полосе аэропорта Южно-Сахалинск первой категории по международной классификации аэродромов ИКАО. Это говорит о том, что у пилотов будет возможность выполнять полеты при более сложных метеоусловиях, что повысит регулярность полетов. Если раньше, условно говоря, видимость один километр считалась критичной, то сейчас эта граница видимости снизится до 600 метров. Почти в два раза увеличится возможность выполнения полетов в непогоду, особенно зимой.

А приобретенная за последние три года новая высокопроизводительная спецтехника позволяет вдвое сократить время подготовки аэродрома к полетам после метелей. Вот и ответ – к зиме готовы!

— Что происходит сейчас на стройплощадке? Когда планируется сдача объекта?

— На сегодняшний день на объекте смонтирована половина металлокаркаса будущего терминала. В октябре начались работы по монтажу сэндвич-панелей, также продолжаются работы по монтажу кровли здания.

Внутри главного корпуса началась работа по прокладке внутренних сетей. На объекте сегодня задействовано 230 человек и 48 единиц техники. Работа ведётся по графику, по плану окончание строительства – конец 2019 года.

— В сентябре на ВЭФ вы представили макет нового аэровокзального комплекса. Как оценили его коллеги и гости форума?

— Наибольший интерес ожидаемо проявили те, кому это положено по долгу службы. Министр транспорта России Евгений Дитрих интересовался тонкостями строительства. Однако красивая форма и интересная технология строительства – даже не самое главное. Специалистов больше заинтересовало уникальное место расположения нашего аэропорта по воздушным трассам, это даёт возможности для более интенсивного роста не по пассажирским, а по грузовым перевозкам, по обеспечению технических посадок самолетов на дозаправку с возможностью взять на борт больше коммерческой загрузки. В день над нами пролетает около 80 больших транспортных самолетов, которые следуют с северо-западного побережья США до юго-восточного побережья Азии.

Мы очень рассчитываем, что начнётся строительство моста, и к этому моменту имеем намерения построить новую взлетно-посадочную полосу, которая будет по всем нормам и критериям подходить под 3-ю международную категорию, это когда самолеты смогут садиться практически при нулевой видимости, например, при густом тумане.

— Что будет построено на заключительном этапе модернизации?

— Финишный десятый этап модернизации, к которому строители приступят уже в 2019 году, коснётся перрона перед зданием нового аэровокзального комплекса аэропорта «Южно-Сахалинск». По плану подрядчики займутся его комплексным обустройством — в частности, выполнят усиление армобетонного покрытия пассажирского перрона. Вся аэродромная инфраструктура аэропорта станет полностью готова к приему больших и мощных лайнеров. Все ограничения, связанные с типами воздушных судов, которые в воздушной гавани Южно-Сахалинска существуют сейчас, будут сняты. Завершение модернизации аэродромной части аэропорта повысит его коммерческую привлекательность для зарубежных партнеров, а также даст толчок к развитию всего аэропортового бизнеса на островах.

— Хотелось бы узнать детали, что ждет нас в новом здании аэровокзала: каким будет зал ожидания, планируется ли дьюти-фри, кафе и зона торговли? Планируется ли расширение перрона, на сколько стоянок для воздушных судов? Расширение служб таможенного и пограничного контроля?

— В настоящее время вся технологическая часть отработана на 100 процентов. Стойки регистрации, багажная система, стойки таможенного оформления прохождения пассажиров — всё это заложено в соответствии с мировыми стандартами. Просчитан и пассажиропоток. Количество стоек регистрации, зон досмотра, мест для пассажиров в зале ожидания будет достаточным и с запасом покрывать потребность для пассажиропотока, который существует сейчас и в перспективе до 2025 года.

Сейчас ведётся работа с предпринимателями, с сахалинским министерством торговли по поиску предпринимателей и будущих арендаторов, которые придут и предоставят свои услуги пассажирам. Чтобы их завлечь, мы готовы на первом этапе предоставить арендные каникулы. Ведем и работу по обустройству зон общественного питания, по подбору хорошего ассортимента.

— Когда было построено старое здание аэровокзала? Чем принципиально будет отличаться новое?

— Аэровокзал в Хомутово был построен в 1964 году, потом к нему постоянно что-то пристраивали, но расти ему больше некуда, реконструировать тоже невозможно. Поэтому было принято решение строить новый терминал. Сейчас площадь аэровокзала составляет 8 тыс. кв. метров со всеми служебными помещениями, а в новом будет 40 тыс. кв. метров. Это в пять раз больше. Проект предполагает большое количество сидячих мест для пассажиров в общих залах. Словом, всем будет комфортно: и пассажирам и работникам аэропорта.

Здесь особо отмечу, что давки в аэропорту нет и сейчас. Отсутствие большого скопления пассажиров в залах ожидания достигается не большим количеством площадей, а хорошей работой нашей пресс-службы и диспетчерских служб аэропорта. Делаем всё, чтобы пассажир был извещен о задержке рейса, и у него не было необходимости ехать в аэропорт заранее. Поэтому в непогоду у нас зал почти пустой. Для тех, кому ехать некуда, например, курильчанам, предусмотрено строительство мини-гостиницы на 40 номеров внутри терминала.

— Если все рейсы перейдут в новое здание аэровокзала, что станет со старым?

— Здание вполне приличное, системы жизнеобеспечения заменены, поэтому в планах его сохранить. Сейчас весь третий этаж занимают технические службы аэропорта, которые обеспечивают полеты, часть помещений предназначены для лётного и руководящего состава авиакомпании «Аврора», для их диспетчерских служб. Там находятся все наши диспетчерские службы и служба связи, арендуют помещения госорганы, которые следят за безопасностью полетов. Мы предложили компаниям «Авиашельф» и «Аврора», чьи офисы находятся в городе в приспособленных помещениях в жилых домах, рассмотреть вопрос о переселении в это здание. Внешний вид его, конечно, будет изменен.

— Насколько перспективным вы видите дальнейшее развитие рынка аэропортовой деятельности, пассажирской и грузовой маршрутной сети?

— Мы заключили соглашение со специализированной организацией — Центром стратегических разработок гражданской авиации. Это ведущая молодая и толковая организация, которая на уровне Минтранса России занимается возможностями расширения рынка и построения логистики таким образом, чтобы притянуть и интенсифицировать деятельность внутри конкретного аэропорта или узла, наш узел — это вся Сахалинская область. Плюс мы уходим на материк не только через Москву, есть ведь ещё Хабаровск, Владивосток, Благовещенск. Если смотреть дальше, есть ещё Петропавловск-Камчатский. Замыкая это кольцо, можно очень хорошо обыграть логистику. Эта же организация разрабатывала подобный план для Камчатки, где сейчас его реализуют. Глядя на их успехи, мы последовательно продвигаемся к участию в этом процессе. Ситуация меняется очень быстро, время дорого, и в начале 2019 года мы надеемся получить уже конкретный результат.

— Возможны ли доходы предприятия от неаэропортовой деятельности?

— Мы уже сейчас максимально развили этот вид деятельности (предоставление помещений в аренду, точки общепита, багажные упаковочные машины, парковки и стоянки для длительного хранения — комплекс услуг, предоставляемых аэропортом), с вводом нового аэровокзала появятся новые возможности и планируем эти доходы увеличить, большее количество услуг будет приносить ещё больше доходов предприятию.

— Где вы обучаете персонал? Насколько изменится его численность с вводом в эксплуатацию нового здания?

— Мы давно приняли решение, что лучше, чем специализированная сервисная компания, обслуживать пассажиров не может никто. Если пассажиров авиакомпании «Аврора» обслуживает только авиакомпания «Аврора», то мы пошли по другому пути. И все остальные авиакомпании согласились с тем, что сервисная компания «Аэропорт-Сервис», с которой у нас сложилось долгосрочное и плодотворное сотрудничество, достаточно высоко квалифицирована для выполнения этих услуг. Поэтому на ваш вопрос о том, где они обучают своих сотрудников, лучше всего ответят они сами.

При этом мы как партнер авиакомпании гарантируем ей, что услуга будет оказана с высоким качеством, постоянно оттачиваем эту работу, ежедневно предлагаем свои мысли, направляя предложения о повышении сервиса. Наша часть — это постоянная работа по подведению сервиса и уровня услуг к требованиям авиакомпании, а они, поверьте, очень высокие. «Сибирь», «Аэрофлот», «Россия» — все авиакомпании подталкивают своих операторов к тому, чтобы их пассажиры были обслужены на максимально высоком уровне.

— Пассажиропоток на Сахалин увеличивается?

— Конечно. Возможно, увеличивается не такими темпами, как в других регионах России. В прошлом году перевезли под миллион пассажиров. Нужно учитывать, что мы не транзитный аэропорт, да и спада в 2014-м году у нас, в отличие от остальных, не было.

Скажу, что в зимний период пассажиров гораздо меньше, чем летом, потому количество рейсов уменьшается в полтора раза. Связано это с плановым выездом летом сахалинцев на отдых.

Однако в последние два года количество пассажиров увеличивается благодаря туризму. С удивлением узнали в прошлом году, что в зимние периоды к нам стало прибывать на 30 процентов больше пассажиров, чем годом раньше (в январе, феврале и марте). В остальное время пассажиропоток растет скромно, примерно на 2-3% в год. Мы очень надеемся, что с запуском работы туристического кластера, с вводом на полную мощность «Горного воздуха» и туристической зоны, которая рассчитана на 600 тысяч приезжающих-уезжающих туристов в год, пассажиропоток действительно увеличится в разы. Мы в преддверии больших перемен.

— Впереди горячая пора — зима и новогодние каникулы, когда поток туристов вырастает. Готовы обеспечить необходимый уровень обслуживания гостей?

— Безусловно, мы готовы достойно встретить и проводить всех туристов и сахалинцев. Зимой существует главная задача — обеспечить готовность аэродрома. И нас больше волнуют не цифры, насколько больше станет пассажиров, а какая будет погода, чтобы мы их всех могли комфортно отправить. Словом, с сахалинской зимой у нас особые отношения.

— Что вам хотелось бы пожелать своим сотрудникам и землякам накануне праздников?

— Работникам аэропорта, авиакомпаний и сервисных служб, которые здесь работают, в первую очередь, желаю крепкого здоровья. Потому что, если они будут больны и не смогут выполнять свои обязанности, то тем, кто останется за них, будет очень тяжело. Еще – немного удачи, чтобы зима оказалась помягче. По поводу готовности у меня сомнений нет, а вот здоровья и удачи желаю всем!

«Сахалин P.S.» №11

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>> 6 декабря 2018 «Дальневосточную ярмарку» в Москве назвали нерыбной ...>> 6 декабря 2018 На Сахалине и Курилах отмечена естественная убыль населения ...>> 4 декабря 2018 Сахалинская область получит 43 млн руб. из федерального бюджета на детские технопарки ...>> 3 декабря 2018 Кожемяко получил бы примерно 50% голосов на выборах главы Приморья в ближайшее воскресенье - опрос ВЦИОМ ...>> 3 декабря 2018 Авиабилеты с Колымы на Камчатку подешевели в три раза - до 8,5 тыс. рублей ...>> 3 декабря 2018 Горнолыжные комплексы Сахалина готовы к сезону ...>>

В мире

6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>> 3 декабря 2018 Минтруд пересчитает малообеспеченных россиян в регионах ...>> 3 декабря 2018 Третьему сектору не хватает доверия власти ...>> 19 ноября 2018 Восемь оленеводов, дрейфовавших на льдине в Якутии, спасены ...>> 23 октября 2018 "Зеленые" выдвинут Митволя кандидатом в губернаторы Приморья 26 октября ...>>

comments powered by HyperComments