25 августа 2020

Потенциал Сахалина — в семейном и экотуризме

> Юлия Магурова

Курортный сезон-2020 официально открылся в России лишь в июле, успешно стартовал он и в островном регионе (с условием соблюдения ограничительных мер). О том, чем живет и дышит островная индустрия гостеприимства, состоялся разговор журнала с руководителем Сахалинского агентства по туризму Валерием Дубровским.

— Валерий Леонович, индустрия туризма в России развивается с неведомой ей доселе скоростью – падает спрос на внешний туризм и растет мода на путешествия по стране. Однако убежденные скептики не верят в возможность развития массового туризма на островах, где огромное количество природоохранных территорий, где не хватает солнца и инфраструктуры. А вы —верите? Интересен свежий взгляд, насколько приспособлен наш регион для туризма в принципе?

— Уникальная, живописная и дикая природа Сахалина и Курил с ее вулканами, островами, мысами, бухтами является сильной стороной нашего региона. В условиях пандемии люди дико соскучились именно по такому виду туризма и хотят выбраться из своих домашних стен. Поэтому большое количество природоохранных территорий – это огромный плюс. Солнца не хватает, но не сказать, что его нет совсем, как и нормальной инфраструктуры. Да, сегодня существуют проблемы с дорогами, но в целом, если сравнивать с другими регионами ДФО, у Сахалинской области ситуация с инфраструктурой с каждым годом становится все лучше.

— Попытаемся разобраться, кто они — наши туристы в зависимости от средств и целей поездки в регион? Что говорит статистика за прошлый год? Какова цена «среднего чека» на одного человека или на семью, который он готов потратить?

— Наши туристы – это в первую очередь островитяне, местных туристов в регионе насчитывается около 200 тысяч человек. В основном, сахалинцы и курильчане самоорганизованы и путешествуют в выходные дни. Для них мы должны создавать все условия комфортного отдыха, обустраивать наиболее популярные туристические места в Корсаковском, Макаровском, Холмском и других районах, строить парковки и всю необходимую инфраструктуру.

Помимо этого, есть много желающих приехать на острова из других регионов России. Наши приоритетные направления – это экологический, спортивный, гастрономический и культурно-познавательный туризм, и если взять во внимание эти сегменты, то предварительно мы понимаем, что порядка 5 миллионов человек – это наша целевая аудитория в России.

В 2019 году, по данным Росстата, Сахалинскую область посетили 305 тысяч туристов. Из них 280 тысяч – россияне, основная масса которых приезжает из ДФО.

Если говорить о туристах иностранных, то в прошлом году область посетили 25 тысяч гостей, большая часть которых – наши ближайшие соседи из Японии и Республики Кореи. Для сравнения, за 2019 год общий внешний туристический поток из КНР, Японии и Республики Корея составил 150 миллионов, 30 миллионов и 20 миллионов человек соответственно. То есть нам, как принимающей стороне, есть к чему стремиться.

Мы рады видеть всех, кто готов приехать в регион, чтобы насладиться разными видами островного туризма. Самое главное, чтобы и местные жители, и приезжие туристы, отдыхая не нарушали природный баланс и сохраняли природную территорию области для будущих поколений.

Средний чек формируется в зависимости от потребностей самих туристов. Кто-то готов разместиться в хостеле, а кому-то необходимы условия 4-звездочного отеля. Также регион посещает много самостоятельных туристов, поэтому вывести точную стоимость среднего чека сложно. К примеру, цена одной экскурсии к популярным природным туристическим местам юга Сахалина составляет около 4000 рублей на человека, размещение в гостинице также порядка 4000 рублей в сутки. Питание – около 2 тысяч рублей. Стоимость тура выходного дня (4 дня/3 ночи) составляет в среднем 50 тысяч рублей. Цена зависит от группы, чем больше группа, тем ниже стоимость.

— О сервисе. В общих чертах, что из себя представляет сфера туризма на островах? Кто ее обеспечивает? Можно ли сравнивать Сахалин с материком, где рынок в сфере предоставления услуг сервиса и гостеприимства сытый?

— В настоящее время на территории Сахалинской области осуществляют деятельность 22 туроператора и 134 туристические компании, работает более 100 коллективных средств размещения. Мы можем говорить, что в целом в области сформировавший рынок с точки зрения предоставления туристических услуг. У нас есть, но все еще не хватает объектов с качественным, современным сервисом. Чтобы исправить эту ситуацию, сегодня мы совместно с региональным союзом туроператоров разрабатываем и постепенно внедряем стандарты для всех сегментов туриндустрии: туроператоров и турпродуктов, гостиниц, заведений общепита, туркомпаний, которые позволят повысить качество сервиса на островах.

— Отрасль встряхнулась, сосредоточившись на создании инфраструктуры — строительстве гостиниц, точек общепита, организации удобной системы проката инвентаря и других востребованных услуг. Будет ли все построенное востребовано завтра? Это опять же к вопросу о перспективах.

— Безусловно, будет востребовано. Все, что создается, все наши инвестиции как бюджетные, так и частные, направлены на обеспечение базовых потребностей туристов. Все, что строится в областном центре, – это хорошо, но нужно выходить в муниципальные образования и развивать инфраструктуру там. Наши усилия будут сфокусированы на развитии туристической инфраструктуры в районах на пути приоритетных туристических маршрутов. К примеру, на строительстве комфортных автобусных площадках с цивилизованными площадями магазинов и кофе-бутиков, мини-отелей, фудмоллов.

— «Горному воздуху» обещают большое будущее, стержневой проект для сферы туризма и услуг. Согласны ли вы, что зимний туризм — драйвер островной экономики? Какие еще направления туризма, на ваш взгляд, нужно развивать активнее?

— Да, зимний туризм является в какой-то мере драйвером, но другие виды туризма, такие как экологический, гастрономический, культурно-познавательный здесь не менее важны и востребованы. Поэтому им также нужно уделять большое внимание и развивать. Могу отметить, что до пандемии экологический туризм являлся наиболее динамично растущим сегментом туристического рынка. Последнее исследование Yandex о туризме говорит об уверенном спросе среди россиян на загородный отдых на природе.

— Какие задачи ставит Сахалинское агентство по туризму?

— Наша работа выстраивается по двум приоритетным направлениям. Во-первых, развитие ключевых туристических маршрутов. Начиная с прошлого года, в ряде районов Сахалинской области, через которые проходят главные туристические маршруты, обустроили набережные, парки, пляжные зоны, экологические тропы, создали иные объекты туристической инфраструктуры. Работы по благоустройству популярных направлений продолжаются.

Во-вторых, разработка качественных туристических продуктов, которые предлагают туроператоры. Мы должны создавать «локомотивы» туриндустрии в муниципальных образованиях, что поможет лучше стимулировать интерес туристов к приоритетным маршрутам и генерировать денежный поток, создавать рабочие места. Также необходимо содействовать развитию коммерческого бизнеса по предоставлению туристических услуг «на местах» (рыбалка, охота, конные прогулки, джипинг, дайвинг). Чтобы повысить узнаваемость бренда Сахалинской области, в целевых странах нужно активно развивать сотрудничество с иностранными туроператорами и авиакомпаниями. Эта работа уже активно ведется.

«Сахалин P. S.» №17