10 июня 2019

Театральные перекрёстки

> Людмила Кан, фотограф Сергей Красноухов (Чехов-центр)

Год театра на Сахалине проходит под знаком «Золотой маски». Одноименный фестиваль, которому в этом году исполняется четверть века, собрал к юбилею для островных театралов без преувеличения лучшие спектакли национальной театральной премии разных лет.

Сахалинцы увидели постановки четырех московских театров – Российского молодежного, Мастерской Петра Фоменко, театров имени Пушкина и Маяковского. «Сказки на всякий случай», «Волки и овцы», «Обещание на рассвете» и «Русский роман» собирали аншлаги в течение двух вечеров. При самых разных творческих устремлениях режиссеров гастрольные спектакли объединены одним – тем, что смогли укротить «коня и трепетную лань», то бишь кассу и высокое искусство.

Этой тайной владел Петр Наумович Фоменко, ушедший от нас в 2012 году и оставивший в числе других шедевров и «Волки и овцы», которым пошел уже 27-й год, а столь почтенный для театральной постановки возраст не ощущается абсолютно. И хрестоматийная пьеса Островского «Волки и овцы» словно стряхнула с себя исторический нафталин и предстала как вечный бином – жертвы и охотники, а еще проще как победители и побежденные. Чтобы вычитать это между строк затертого до дыр первоисточника, надо было уметь работать с текстом так, как это делал великий Фоменко. Да еще выстроить трехчасовое сценическое повествование на основе литературного оригинала. В общем, огромная благодарность «Сахалин Энерджи», давшей возможность прикоснуться к театральной «нетленке».

Пресс-конференция в Чехов-центре. С журналистами поговорили актрисы Евгения Симонова и Татьяна Орлова, худрук Миндаугас Карбаускис и директор театра имени Маяковского Александр Стульнев

Вообще, весенний фестиваль «Золотая Маска в Южно-Сахалинске» показал, как тесен театральный мир в России, в котором, слава Богу, сохранилась традиция эстафеты учитель – ученик. Имя Петра Фоменко было в числе первых, названных еще одним гостем Сахалина – режиссером трижды «золотомасочного» спектакля Театра им. Маяковского «Русский роман» Миндаугасом Карбаускисом.

В 2016 году жюри премии выдало аж три «браво» создателям постановки – актрисе Евгении Симоновой за лучшую женскую роль, Марюсу Ивашкявичюсу как лучшему драматургу и гран-при – «Золотую Маску» за лучший драматический спектакль сезона. Как и работа его учителя по ГИТИСу, постановка Миндаугаса Карбаускиса два вечера собирала полные залы.

История жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны филигранно вплетена в сюжеты и героев романов писателя, и этот театральный кроссворд смотрится на одном дыхании. При этом уютное пространство от мага Сергея Бархина дополнено вполне традиционными для XIX века костюмами (никаких тебе космических мотивов). Однако в случае с «Русским романом» сошлись «ура» профессионального сообщества и зрителя. Это редкая практика. Иногда выходит и так, что эпатажные эксперименты режиссёров в погоне за успехом приводят к резкому отторжению и неприятию зала. Сахалинцам случалось пару раз становиться свидетелями подобных фиаско и в отношении лауреатов «Золотой Маски».

Феномен «Русского романа»

Миндаугас Карбаускис

Феномен «Русского романа» стал понятен после разговора с Миндаугасом Карбаускисом. В интервью журналу режиссер признался, что он «не против экспериментов коллег, но вряд ли такое возможно в нашем театре».

– У нас театр немного другого направления. Как-то органически не делается, да и публика не для такого театра, – поделился Миндаугас, добавив, что высокая планка интеллигентности заявлена и со стороны театра, и со стороны зрительного зала. Стало понятно, и как ткалась картина трехчасового сценического повествования, в котором заполнена действием каждая сотая минуты действия. Это высший пилотах режиссера. Но для его реализации нужна своя проверенная труппа.

Приход Миндаугаса Карбаускиса в Театр имени Маяковского – особая история. Его пригласила труппа после девяти лет работы с предыдущим худруком. Режиссер категорически отверг мое предположение о «приходе на царствование».

– С моей стороны, я не приходил спасать, я пришел помочь. Я знакомился с каждым актером, чтобы каждому уделить внимание, которого им не хватало. Поэтому у нас не было долгого времени «притирания» друг к другу. Я служу Театру имени Маяковского, как и любой артист. Слова «пришел на царство» и «это мой театр» – не для моего случая. Я абсолютно равен любому человеку в театре. Исторический момент диктовал логику построения отношений только на основе демократичности, – вспоминает Миндаугас.

Об атмосфере в театре можно было судить по отношению Евгении Симоновой и Татьяны Орловой к режиссеру. Исполнительница роли Черткова призналась, что «к предложению сыграть мужскую роль отнеслась с восторгом, как и ко всему, что предлагает Карбаускис». В целом, похоже на влюбленность Галатеи к Пигмалиону. В основе – бесконечное доверие к режиссерскому замыслу и его реализации. Его прибалтийской основательности и немногословности, когда бушующий внутри человека мир находит выход в сценическом действе, а не в жанре «мастер художественного слова».

А может быть, дело в мастере. Кстати, однокурсниками Карбаускиса в ГИТИСе были Евгений Цыганов и Сергей Пускепалис.

По словам режиссера, его творческий почерк берет начало в литовской театральной школе.

– Пик литовского театра пришелся на время, когда я взрослел. И когда я уже учился в ГИТИСе, у меня было весьма четкое представление об идеальном театре. Он, конечно, был литовским. А потом уже, под влиянием учителей, все поменялось и меняется до сих пор, – рассказал режиссер.

Кроме Фоменко, среди учителей Миндаугас назвал в первую очередь Олега Павловича Табакова. И признался, что ему очень повезло с наставниками. В разговоре гость не раз удивил меня. Он не стал говорить высокопарных слов о любви к театру, а сказал, что это просто его работа. Признался, что он несостоявшийся артист, а в режиссуру пошел по необходимости. Режиссер, входящий в десятку сильнейших отечественных режиссеров, лаконично прокомментировал: «Меня просили что-то сделать, я делаю. Пробую соответствовать, если не получается, то ищу пути преодоления этого препятствия».

Не относит Миндаугас себя и к книголюбам.

– Я не очень люблю читать. Но читаю очень пристально, если этим занимаюсь, – рассказал собеседник. Судя по послужному списку режиссера, в котором более 20 названий, пристально он читал Пушкина и Гоголя, Ибсена и Брехта, Островского и Чехова, Манна и Толстого. Кто знает, на кого падет взгляд человека, по собственному признанию не признающего клише? В любом случае, это сулит открытие, как в случае вычеркнутой из истории Софьи Андреевны Толстой. Пожелаем «Русскому роману» не менее долгой сценической жизни, как и художественному завещанию его учителя.

Сцены из спектакля «Русский роман» Театра имени Маяковского

Евгения Симонова и «Русский роман» на Сахалине

Без маски

Единственным исключением в гастрольных спектаклях на Сахалине стала постановка Московского театра имени Пушкина «Обещание на рассвете».

По словам президента премии «Золотая маска» Игоря Костолевского, в программу фестиваля включают и работы высокого художественного достоинства, не увенчанные профессиональной наградой.

Худрук театра Евгений Писарев рассказал о счастливой судьбе спектакля, которую решили зрители. Именно благодаря их признанию история о всепоглощающей материнской любви перекочевала с малой сцены на большую, а затем началась новая жизнь постановки с гастролями аж на Сахалине.

Президент фестиваля «Золотая маска», народный артист РСФСР Игорь Костолевский с худруком Московского театра имени Пушкина Евгением Писаревым

«Обещание на рассвете» Театра имени Пушкина

Два вечера собирал аншлаги в Чехов-центре спектакль Петра Фоменко «Волки и овцы»

«Сахалинская рампа»

Театральный праздник продолжится летом. Его начнет 13 июня IV фестиваль «Сахалинская рампа». За 18 фестивальных дней свои спектакли покажут 15 театров из пяти стран. В Южно-Сахалинск приедут коллективы из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Минусинска, Санкт-Петербурга, Москвы, Нюрбы (Республика Саха, Якутия), Алматы (Казахстан), Нанкина (Китай) и Хельсинки (Финляндия).

Показы пройдут на сценах Чехов-центра и Сахалинского театра кукол. Организаторы обещают множество сюрпризов. Один из них – постановка силами актеров Чехов-центра и Хабаровского ТЮЗа.

Фестивальная программа условно разделена на четыре. Дальневосточное театральное пространство будет представлено в этом году спектаклями Чехов-центра «Теркин» и «Гроза», Сахалинского театра кукол «Ромео и Джульетта». Гости порадуют постановками «Дознание» и «Неодушевленная Галина номер 2» (Хабаровский ТЮЗ), «Мой внук Вениамин» театра драмы из Комсомольска-на-Амуре и «Марба» Нюрбинского государственного передвижного драматического театра из Якутии.

Программа «Знакомые незнакомцы» даст возможность оценить постановки режиссеров, которые работали в Чехов-центре. Театр «Суббота» из Санкт-Петербурга покажет спектакль «#Прощайиюнь»: его постановщик Андрей Сидельников отметился на главной островной сцене ярким музыкальным «Чиполлино». А Евгений Зимин, знакомый сахалинцам по мистическому «Хапуну», представит «12 стульев» Вологодского ТЮЗа.

Михаил Заец знаком островным театралам по спектаклю «Дамский портной». Ростовский академический молодежный театр привезет в Южно-Сахалинск две его работы — «Господин Ибрагим» и «Бумбараш». Минусинский драматический театр познакомит нас с двумя постановками своего худрука Алексея Песегова — «Наваждение Катерины» и «Колыбельная для Софии». Режиссера сахалинцы запомнили по третьей версии «Вишневого сада» в Чехов-центре.

Организаторы не забыли и о детях в дни школьных каникул. На них ориентированы «Удивительные приключения кролика Эдварда»

Театра «Суббота» из Санкт-Петербурга, «Айболит» Вологодского ТЮЗа, и «Не хочу быть собакой» Минусинского драматического театра.

Безусловно, изюминкой «Сахалинской рампы» станет специальная интернациональная программа. В ней представлены «Иллюзии» Центра культуры «Вук Стефанович Караджич» из столицы Сербии Белграда, «Sociopath/Гамлет» новосибирского театра «Старый дом», «Пять вечеров» Нанкинского городского драматического театра (Китай), «Ер Тостик» казахстанского театра «АRТиШок» из Алматы (Казахстан), «Наташину мечту» Вологодского ТЮЗа.

Сразу две постановки – «Бабушки» и «Золушка» покажет московский театр «Практика». Финальным аккордом фестиваля станет постановка «Просто киносъемка» Национального театра Финляндии. Обилие громких имен в афише «Сахалинской рампы» обещает немало открытий островным театралам.

«Сахалин P.S.» №13

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

22 августа 2019 Перераспределение заказа на строительство краболовов приведет к сокращению инвестпрограмм - судостроители ...>> 22 августа 2019 В Южно-Сахалинске будут строить новый Дом офицеров ...>> 22 августа 2019 Генконсул Японии в Южно-Сахалинске попрощался с мэром ...>> 21 августа 2019 В сентябре на Камчатке начнут строить новый аэровокзал ...>> 21 августа 2019 Путин назвал развитие Дальнего Востока задачей общенационального масштаба ...>> 21 августа 2019 На Курилах нашли сеть подземных ходов ...>> 21 августа 2019 Строительство нового пункта пропуска в Приамурье для связи с "Северным полюсом" Китая начнется в 2020 году ...>>

В мире

22 августа 2019 Александр Проханов: Времена и сроки ...>> 22 августа 2019 Николай Стариков: За что Трамп борется со старой Европой и Россией ...>> 22 августа 2019 Медведев: Минтруд должен сформировать позицию по 4-дневной рабочей недел ...>> 22 августа 2019 ЦБР разрешат блокировать сайты мошенников без суда ...>> 21 августа 2019 Шойгу: РФ формирует смешанную авиадивизию и зенитную ракетную бригаду в ответ на действия США в АТР ...>> 20 августа 2019 Владимир Путин впервые прокомментировал протестные акции в Москве ...>> 17 августа 2019 Россиянам разрешили компактные автомобильные номера ...>>