1 мая 2016

«Грустная утопия» о сахалинском зрителе

Заметки по следам нашумевшей театральной встречи

> Ольга Нежданова, фото автора
  • Представитель Южно-Сахалинской и Курильской епархии Роман Суханов, Алексей Лазарь и председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Антонина Добролюбова.
    Представитель Южно-Сахалинской и Курильской епархии Роман Суханов, Алексей Лазарь и председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Антонина Добролюбова.
  • Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Антонина Добролюбова
    Председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Антонина Добролюбова

Свое суждение оказалось у единственного зрителя - участника круглого стола, состоявшегося 20 апреля в Чехов-центре – главном островке культуры Сахалина. Предыстория такова: журналист известного сахалинского СМИ Алина Сабитова из опубликованного в блоге протоиерея Максима Лобановского сообщения подготовила информацию и пустила ее в новостную ленту. В названном сообщении священнослужитель со ссылкой на зрителя Алексея Лазаря дает оценку спектаклю сахалинского театра «Прекрасное далёко» как «пропагандирующему наркоманию и другие грехи». После бурной дискуссии в соцсетях театр собрал целую пресс-конференцию, в которой приняли участие актеры Чехов-центра, представитель епархии Роман Суханов и тот самый зритель, нечаянно вызвавший "бурю в стакане воды".

Один в поле воин

Круглый стол в Чехов-центре начался с маленького обмана. Как в том анекдоте, когда на сарае написано «совсем не дрова». Вместо обмена мнениями, который предполагает формат обещанного общения, театр представил небольшой спектакль, срежиссированный на скорую руку. С привлечением «тяжелой артиллерии» в лице народной артистки РФ Клары Кисенковой и худрука Сахалинского театра кукол и председателя регионального отделения Союза театральных деятелей России Антонины Добролюбовой, и эта серьезная сила была направлена на единственного зрителя, посмевшего увидеть в одном из спектаклей островного театра опасность пропаганды наркомании и моральной распущенности.

Речь идет о постановке московского режиссера Павла Зобнина «Прекрасное далеко». У его работы ряд достижений, в том числе награда крупнейшего театрального форума Дальнего Востока, Сибири и Урала «Ново-Сибирский транзит». Хотя, в свете последней церемонии «Золотой маски» решения профессионального жюри иногда вызывают легкое изумление у так называемого массового зрителя.

Алексей Лазарь, председатель местной общественной организации «Трезвый Сахалин», один отбивался от солидного синклита. И круглый стол оказался диалогом сторон, по силе явно неравнозначных. Временами он напоминал разговор девушки с молодым человеком. Он говорит, что она ему не нравится, а в ответ слышит: а посмотри, какие у меня замечательные бедра, а плечи – просто загляденье… Актеры убеждали зрителя в том, что они играют замечательную историю о чистой и большой любви. Как доказательство – монолог Клары Константиновны, исполненный с присущими - гордости островного театра - драматизмом и силой.

А проблема-то просто в том, что не увидел зритель того, что обещают аннотации и рекламы. Как в надписи на том сарае. Согласна, бывают случаи, когда зритель не доходит до того уровня, до которого тянет создатель. Но не реже в ситуации правым оказывается и человек, купивший билет.

Как в капле воды

В сущности, круглый стол не стоил отдельного разговора, если бы не продемонстрировал нескольких тенденций, которые, похоже, становятся генеральными в российском театральном пространстве.

Первая, на мой взгляд, заключается в том, что театр и массовый зритель вступают в параллельный способ существования. И причин две – искусство или переоценивает, или недооценивает свою потенциальную публику.

В первом случае на выходе получается такой театральный ребус, в хитросплетениях которого разберется, пожалуй, только сам создатель и пара продвинутых поклонников.

Второй путь печален не менее: зрителю предлагают золушек в леггинсах и хлестаковых в джинсах. Почему режиссеры уверены, что современные дети глупее своих сверстников XIX века и не в состоянии понять прекрасную сказку, если герои будут в кринолинах и фраках. Впрочем, может это избавляет актеров от необходимости осваивать искусство стилизации – один из необходимых компонентов профессионального мастерства?

Вот и получается, что французы, англичане, средневековые мастеровые и денди одинаково напоминают жителей средней полосы России. В случае с персонажами «Прекрасного далека» вышла та же история. Претензия ни в коем случае не к актерам: они выполняют установку режиссера. Но наверняка противоположная земной субстанция предполагает и иную форму существования. Если верить теологам, жизнь наша продолжается только в духовной оболочке. И пусть наши герои-ангелы чистят картошку, пекут пироги, но делать это в небесной жизни, вероятно, как-то приходится немного по-другому. То есть нужна стилизация другой условности. Она существует в другой сценической версии – в Молодежном театре Алтая. Кстати, к этой работе у Алексея Лазаря претензий не возникло. По его мнению, режиссер не акцентирует внимание зрителей на курении «дурки» и любовь юных героев смог передать целомудренно и искренне. Кстати, соглашусь со зрителем: этот эпизод в Чехов-центре действительно затянут.

О спектакле по материалам сайта chekhov-center.ru:

«Прекрасное далеко» - тонкая лиричная история о жизни и смерти, о вечных поисках человеческой души. Все действующие лица пьесы – ангелы, мечтающие вернуться обратно в жизнь – далекую и прекрасную. Герои проходят долгий путь прежде, чем понять, что самое ценное – это то, что происходит с человеком здесь и сейчас, и пока человек жив – он свободен, а, стало быть, счастлив. Только вот понимание этого приходит в тот момент, когда земной путь заканчивается и, казалось бы, уже ничего нельзя изменить…

А судьи кто?

Во всей этой истории, в которую оказалась втянутой и журналист информационного агентства «Сахалин-Курилы» Алина Сабитова, вызывает недоумение несколько моментов. Профессиональный корреспондент выполнила свою работу и сделала достоянием общественности точку зрения, кардинально отличную от генеральной. Если честно, то смущает тот поток хвалебных рецензий, моментами переходящий в патоку, почти панегирик в адрес двух наших профессиональных театров в СМИ. Профессиональный глаз, безусловно, увидел бы некоторые огрехи и в режиссерских решениях, и в игре островных актеров, но подобные моменты почему-то кажутся табуированными.

Конечно, это можно оправдать отсутствием на Сахалине театральных критиков. Но ведь общее впечатление формируется как раз за счет официальной прессы, куда массовому зрителю доступа нет. И можно только благодарить журналиста, который дал слово одному из них.

А в ответ на реплику в зале во время круглого стола относительно компетенции Алины Сабитовой хочу вспомнить момент спасательной операции в Стародубском. Не буду напоминать о просто героической работе наших спасателей, в холодной воде среди льдин облегчавших участь гигантских косаток. Так вот, в толпе зевак слышались требования вызвать вертолет и ледокол для спасения морских животных. Людям, которым неведомы специфика операции, ее условия и возможности, лучше специалистов знали, как вызволить из ледового плена млекопитающих. Впрочем, давно известно, что в России все знают, как лечить, учить, играть в футбол и теперь спасть косаток. Вот только отчего-то с образованием, здравоохранением и et setera все грустно в стране.

Лично я весьма удовлетворена материалом коллеги. Благодаря ей, я узнала, что в России остались люди, для которых любовь, чистота и нравственность - не просто слова. Как рассказал после встречи в Чехов-центре Алексей Лазарь, его воспитала бабушка, и в отличие от современного кино и театра, смогла вложить в его сознание незыблемые для славянина основы морали и духовной культуры.

И почему, если человек не принимает фильмы и спектакли, которые не совпадают с его внутренними установками, его записывают в ретрограды в самом толерантном варианте?

Кстати, в топе самых популярных фильмов по-прежнему целомудренные «Римские каникулы», «Мост Ватерлоо» и «Унесенные ветром». Могли же мастера рассказать о любви, не укладывая героев в постель и обходиться без физиологических подробностей. И нам, безусловно, надо быть благодарными Чехов-центру, что коллектив не идет в унисон с авангардом современного российского театра. И во многом сохраняет трогательное провинциальное целомудрие, что и привлекает по-прежнему поклонников островного театра и нашей легенды Клары Кисенковой. Вот только неплохо бы понять, что зрители бывают разные и не все согласны с грибоедовским Молчалиным, что «не должно сметь свое суждение иметь». И не собирать в таких случаях прессу, которой так и не дали слова.

НОВОСТИ
Сахалин и Курилы 17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>> Дальний Bосток 16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>
comments powered by HyperComments