23 мая 2018

Зов перемен

> Михаил Смирнов

За почти два часа выступления с Посланием Федеральному Собранию президент Путин, кажется, ни разу не употребил слова «нефть» и «газ». Сверхзадача - вдвое увеличить объёмы несырьевого экспорта. Возможен ли у Сахалина рывок в этом направлении?

Вообще-то редактор просила подготовить несколько другой текст («Ты же знаешь, людей глобальное не слишком волнует, хочется, чтобы билет в Москву был по карману, зарплаты нормальные, чиновники чтоб не воровали, а что там Путин говорит - целые институты на то есть, нам бы к земле ближе…»). Всё это, конечно, правильно. Однако без Путина точно не обойтись. Во-первых, он вновь стал президентом, а стало быть, недавнее Послание будет определять повестку развития страны на предстоящие шесть лет. А, во-вторых, это интересная повестка. Теперь цитата.

«…Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идёт резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперёд. Тех, кто не сможет этого сделать, она - эта волна - просто захлестнёт, утопит... Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на её вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны. Подчеркну это: именно решающими. Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате — потерю суверенитета. Отставание неизбежно ведёт к ослаблению, размыванию человеческого потенциала. Потому что новые рабочие места, современные компании, привлекательные жизненные перспективы будут создаваться в других, успешных странах, куда будут уезжать молодые, образованные, талантливые люди... Не сделаем этого - не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у страны.

И вопрос не в том, что кто-то придёт, захватит и разорит нашу землю. Нет, дело совершенно не в этом. Именно отставание — вот главная угроза и вот наш враг. И если не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться…»

Технологии

Новая технологическая волна – что это означает применительно к Сахалинской области? Острова уже многие годы демонстрируют стабильный макроэкономический рост, который не могут остановить никакие кризисы.

Хотя утверждать, что эти кризисы, а так же политико-экономические санкции не оказывают на нашу экономику никакого воздействия, было бы абсолютно неправильно. Без них ситуация была бы более динамичной. И не исключено, что уже было бы запущено в эксплуатацию газоконденсатное месторождение мирового масштаба — Южно-Киринское. Но именно из-за этого масштаба оно было особо внесено в санкционные списки США, и потому работы здесь несколько затормозились.

Но зато идет подъем по ряду других позиций. Например, стремительно растет добыча угля, а так же сельскохозяйственное производство. И вообще, по сообщению влиятельного журнала Forbes наша область разместилась на шестой позиции среди российских регионов-лидеров по объёму экспорта в 2017 году.

Первое место занимает, конечно, Москва, где зарегистрированы все крупнейшие сырьевые компании («Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл»). На второй строчке — Санкт-Петербург, на третьей нефтегазовая Тюменская область, за ней следует Кемеровская, где в год добывается свыше 180 млн. тонн каменного угля. Замыкает пятёрку Татарстан. Потом идём мы, а за нами - Краснодарский край, Свердловская, Ростовская и Московская области.

Безусловно, наше место в этом списке обусловлено в первую очередь сырьевым экспортом: нефть, газ, уголь, водно-биологические ресурсы. Мы ресурсная область, и отрицать это невозможно. А с другой — сжиженный природный газ, это уже продукт высокотехнологичной переработки — топливо, перспективы которого эксперты оценивают как блестящие. Да и водно-биологические ресурсы (исключая, пожалуй, краба) отправляются за рубеж и на внутренний рынок главным образом в уже переработанном (пусть и первично) виде. С одной стороны, это вроде как уже не сырьевой экспорт, а с другой — особо обманываться не будем. И повторим вопрос: возможен ли здесь какой-то прорыв?

В местном сообществе по этому поводу периодически вспыхивают дискуссии. Звучат обвинения в сторону власти в связи с тем, что, мол, она за все эти годы не удосужилась построить заводов и фабрик.

Достаточно глупые обвинения. Во-первых, строить должно не государство, а бизнес. А, во-вторых, о каких именно заводах и фабриках идёт речь? Из крупных проектов граждане обозначают только нефтеперерабатывающий завод да возрождение бумкомбинатов.

Но НПЗ невыгоден, иначе его давно бы уже построили. И, например, усилия «Роснефти» сейчас сосредотачиваются на создании «Восточного нефтехимического кластера» в Приморье, а Газпрома — на расширении мощностей действующего в Пригородном завода СПГ.

А что касается ЦБЗ, то под эти весьма вредные в экологическом плане производства уже нет нормальной базы. И, слава богу, что нет — пусть подрастают островные леса.

Ставка на молодых

Таким образом, каких либо особых перспектив для качественных изменений у нас нет. Всё будет развиваться по традиционным сырьевым направления. Однако утверждая эту, казалось бы, объективную истину, мы всё-таки мыслим категориями прошлого века, говорим о создании каких-то промышленных производств, тогда как стоит говорить о создании новых технологий и сервисов. Вновь обратимся к Посланию:

«К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населённых пунктов с численностью жителей более 250 человек, а удалённые, небольшие населённые пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников... С помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина, что само по себе крайне важно, мы с вами это понимаем. Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей - это колоссальный прорывной ресурс».

На Сахалине работа по созданию цифрового пространства идёт уже давно.

В прошлом году получили доступ к скоростному интернету ещё 25 населенных пунктов, в которых проживают 11,1 тыс. человек. Туда проброшено оптоволокно. Удовольствие не из дешёвых — 1-1,5 млн. рублей за один километр.

Но зато к сёлам подведен надёжный скоростной интернет, дело только за внутренней разводкой. На Курильских островах расширен спутниковый канал до 540 Мбит/сек., а к концу года на Итуруп, Кунашир и Шикотан будет проброшен подводный оптоволоконный кабель.

По данным областного агентства информационных технологий, на сегодняшний день у нас, по статистике, 99,12 процента населения обеспечены мобильной связью, то есть 2G, а 93,7 процента – Интернетом, то есть 3G. Без связи пока остаются населённые пункты с общей численностью населения 2,4 тысячи человек. Но судьбу этих населенных пунктов ещё предстоит решить.

Однако признаемся, что потенциал этого единого цифрового пространства, мы (в том числе и автор этих строк) используем крайне слабо, в большей степени на игры и прочие развлечения. Объединения талантов, компетенций, идей — пока нет. Практики и методики создания так называемых проектных групп отсутствуют, кроме, может быть, благотворительной помощи больным детям. Надо создавать, надо этому учиться. И начинать уже со школы. Одно только название площадок для мальчишек прошлого века звучит, как песня: «Робоквантум», «IT-квантум», «Промышленный дизайн», «Аэроквантум», «Геоквантум», «Энерджиквантум». А уж про оборудование и говорить нечего – 3D-принтеры, лазеры, станки с числовым управлением. В ближайшее время в первом «Кванториуме» откроют ещё несколько «квантумов». В том числе, на базе детской железной дороги и гимназии № 3 – здесь площадка уже действует в тестовом режиме.

И соглашение о сотрудничестве с фондом «Талант и успех» – учредителем образовательного центра «Сириус» правительством уже подписано. На десятки миллионов рублей закупается оборудование для проведения VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills), который пройдёт с 8 по 12 августа в Южно-Сахалинске. Это будет, во-первых, бесценный опыт для наших молодых профессионалов, а во-вторых, оборудование останется на острове и будет использоваться в учебном процессе.

«Мы продолжим укрепление целостной системы поддержки и развития творческих способностей и талантов наших детей», - сказал Путин. «Кванториум» в Южно-Сахалинске уже открылся. Далее правительство области намерено создать кванториумы в каждом муниципальном образовании области.

Взаимодействуем мы и с Фондом «Сколково». Как говорит Юрий Сапрыкин, вице-президент Фонда по региональному и международному развитию, «мы работаем с Сахалином достаточно давно, в сентябре прошлого года во время Восточного экономического форума подписали с правительством Сахалинской области соглашение... на сегодня у нас в «Сколково» есть три резидента с Сахалина. Один из них, компания «Визитек», очень успешен. Стартап родился на Сахалине, частично размещается в технопарке «Сколково» в Москве. Это первый случай, когда проект, родившийся на Дальнем Востоке, открыл своё представительство в нашем технопарке...»

Вот это, собственно и называется технологическим прорывом, и потенциал для него у нас уже проявляется…

Время - деньги

А теперь обратимся к так называемой злобе дня, которую надо решать параллельно с работой над отдалёнными перспективами. И «злобы» этой очень много, причём самой разнообразной.

Первое после выборов заседание Госсовета РФ было посвящено развитию конкуренции. И здесь прозвучал Сахалин.

Губернатор области Олег Кожемяко заявил, что островные строители поставлены в заведомо неравные конкурентные условия по сравнению с остальными. Действительно, наши строительные организации обязаны выплачивать работникам северные льготы и надбавки, предоставлять дополнительные дни отпуска, оплачивать проезд в отпуск всей семье работника и прочие льготы. Это 20-25 процентов от сметной стоимости объекта, который строится на территории Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.

- При проведении конкурсных процедур компании, зарегистрированные на материке, не являющиеся обладателями этих льгот, демпингуют на эти проценты при конкурсе на строительный подряд, выигрывают тендеры и нанимают мигрантов, - рассказал Кожемяко. - Таким образом, местные строители лишаются возможности использовать свой потенциал. Им приходится содержать маленькие инжиниринговые группы и также набирать на работу всё тех же мигрантов, чтобы не платить льготы…

В принципе, эта проблема касается всех предпринимателей нашей области, всего малого бизнеса. Но в строительной отрасли данное неравенство проявляется особенно ярко, поскольку речь идет о сотнях миллионов бюджетных рублей.

В частности, общий объем бюджетных ассигнований на финансирование областной адресной инвестиционной программы в прошлом году составил 23,5 млрд. рублей.

Освоено только 21,8 млрд. 1,7 млрд. рублей – а это очень немалая сумма – была «омертвлена».

Эти цифры прозвучали на итоговой коллегии областного министерства финансов, там же были озвучены и причины - обилие нерешённых земельных вопросов, несовершенство проектной документации и вопросы к правильности и своевременности проведения торгов.

Обратим внимание на претензии к качеству проектно-сметной документации. В проектных организациях доля заработной платы в структуре затрат вообще достигает 70 процентов. А потому материковские компании могут демпинговать сколько угодно и постоянно выигрывать конкурсы на проектирование. В результате строители получают проекты, плохо подходящие под островные условия, иногда просто скачанные из интернета. Начинаются многомесячные разбирательства, время уходит, качество работ падает, средства не осваиваются, а местные проектные и строительные организации деградируют.

На полях «МедиаСаммита российских островов» Кожемяко уже выразил опасение об освоении 16,5 миллиардов рублей, возвращённых из федерального центра на строительство 101 социального объекта, отметив, что федеральные средства, пришедшие в бюджет региона, администрируются совершенно по-другому. Если областные деньги мы можем перекинуть на следующий год, то с федеральными, если в этом году запланировал, в этом году и исполнил. Ситуация уже непростая.

В принципе, проблему поняли и на федеральном уровне, руководитель федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев поддержал наши доводы о введении мер, которые позволят увеличить конкурентоспособность строительных компаний из отдаленных регионов Дальнего Востока. Но как это перевести в законодательную плоскость – пока ещё не вполне ясно.

Проблемный узел

Следующая системная проблема, которая даст о себе знать в этом году, связана с перешивкой железнодорожной колеи. Старт ей был дан еще в 2003 году, и за 15 лет реконструировано почти 626 километров главного пути из 806, сооружено 64 новых моста и более 80 водопропускных труб, расширены тоннели. Всё это делалось без остановки движения по методу так называемых «технологических окон».

Но теперь работы решено резко ускорить. Не исключено, что это связано со словами президента о необходимости строительства мостового перехода Сахалин - материк. Полностью завершить переустройство дороги планируется в 2020 году. На это по линии РЖД выделяются 26 млрд. рублей. И только в этом году планируется выполнить капитальный ремонт 53,5 км пути и укладку рельсошпальной решётки, перешивку колеи, укладку рельсовых плетей на 86 километрах вместе с реконструкцией 32 искусственных сооружений.

И для этого впервые в истории движение по большей части железной дороги будет приостановлено на 3 месяца – с 1 июня по 31 августа. На острове возникнет если не транспортный коллапс, то очень серьёзные проблемы.

Чтобы были понятны масштабы, напомним: по итогам работы за 2017 год железнодорожным транспортом перевезено грузов в объеме 1,5 млн. тонн (107% к уровню 2016 года), перевезено пассажиров - 731,6 тыс. человек (103,3% к уровню 2016)». То есть, речь, идёт о необходимости изыскания возможностей по перевозке сотен тысяч тонн грузов и сотен тысяч пассажиров.

Особую сложность создает то, что будут закрыты для движения два важнейших направления: Холмск - Ильинск, а также участки по направлению на Ноглики. Выходит, будет блокирован Холмск, из которого через паромную переправу по всему острову расходятся вагоны с грузами, прежде всего комбикормом, продуктами питания и металлоконструкциями для строительства. Доставка вагонов с материка будет приостановлена, блокирована будет доставка угля с северных разрезов как потребителям юга острова, так и на экспорт через порт Невельск. В непростой ситуации окажутся томаринцы, многие из которых добираются на юг пригородным поездом. То же самое ждёт жителей Александровск-Сахалинского, Тымовского, Ноглик, которые едут на юг, в том числе в аэропорт, по железной дороге.

Руководство Дальневосточной железной дороги поручило компании-перевозчику сохранить пригородные маршруты Холмск - Николайчук, Холмск - Чехов, Южно-Сахалинск - Новодеревенская и Южно-Сахалинск - Корсаков. Одновременно должны появиться новые железнодорожные маршруты Поронайск - Смирных, Смирных - Тымовское, Смирных - Ноглики и Поронайск - Ноглики. Но здесь уже возникает вопрос с подвижным составом, который целиком предполагается задействовать на перешивке.

Уже сейчас правительство области готовится к дополнительным тратам. 133 миллиона потребуется на субсидирование увеличения частоты авиарейсов: 14 раз в неделю осуществлять полеты из Южно-Сахалинска до Ноглик, и увеличить с 5 до 7 раз частоту полетов по маршруту Оха — Южно-Сахалинск. Но опять же встаёт вопрос о наличии самолётов. Не исключено, что авиакомпании «Аврора» придется сокращать полеты по другим направлениям…

Кроме того, около 400 млн. рублей понадобится на восстановление автомобильных дорог, в первую очередь грунтовых, на которые ляжет дополнительная нагрузка. Часть грузов, очевидно, пойдёт морем, в том числе, через Корсаковский порт – он тоже должен быть готов к повышенной нагрузке.

Безусловно, и правительство области, и все заинтересованные стороны ищут взаимоприемлемые варианты решения проблемы. Но в любом случае, во время «притирки», состыковки маршрутов и рейсов, перестройки транспортных потоков, у людей и бизнеса возникнет немало проблем. И уже официально заявлено, что могут подняться цены на продукты питания. Словом, год обещает быть сложным. Но при этом достаточно знаковым. За решением серьёзнейших текущих проблем не стоит забывать о будущем.

От редакции:

С РЖД шутить нельзя. И угнаться за событиями на Сахалине - дело непростое. Перед выходом номера в печать руководство РЖД пошло на попятную, сообщив, что вся работа в этом году будет осуществляться в рамках технологических «окон» 5 раз в неделю по 10 часов, между которыми будут идти поезда, в том числе и пассажирские. Трехмесячное закрытие движения в рамках модернизации железнодорожного пути на Сахалине решено перенести на лето 2019 года. Год передышки, считают специалисты, позволит решить многие проблемы.

«Сахалин P.S.» №9

источник фото: monreal.partners/Сахалин P.S./Sakh.com/ZhD_Sahalin_glavportal.com

НОВОСТИ

Сахалин и Курилы

17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>>

Дальний Bосток

16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>

comments powered by HyperComments