2 октября 2017

Высокий полёт

> Михаил Смирнов

Дальний Восток стал полигоном для испытаний новых форм поддержки экономики. ВЭФ-2017 превратил регион в центр мировой и внутрироссийской политики. Сказано об этом много, но информация разрознена и теряется в потоке новых нерадостных событий (речь о массовых акциях против передачи сахалинских средств, положенных по соглашениям о разделе продукции, в федеральный бюджет).

Что такое инвестиции

Сахалинская область представила порядка 30 инвестиционных проектов, которые относятся к отраслям промышленности, сферам туризма и гостиничного бизнеса, образования на сумму 41,6 млрд. рублей.

Но все эти цифры интересны и понятны разве что специалистам, а для многих обывателей вряд ли что скажут. И от этих многих вопрос был и остаётся: как все-таки отразится громкий ВЭФ на нашей повседневной жизни?

Впрочем, сахалинцы хорошо знают, что такое инвестиции. Средства, привлеченные в освоение шельфа, дали огромный мультипликативный эффект через отчисления в бюджет, позволили строить детские сады и дороги, благоустраивать дворы, дали высокооплачиваемую работу и многое, многое другое.

Примерно так же будет и здесь. Инвестиции – это новые рабочие места, а поскольку производства должны быть конкурентоспособными, то это высокотехнологичные рабочие места, налоги в бюджет и так далее.

Конечно, некоторые могут возразить, что проекты – это только проекты, сколько их было, а что в сухом остатке?

Но тут все предельно реально. Проекты, которые везли на Восточный экономический форум, прошли через сито различных комиссий, многие обеспечены финансированием. Свидетельством этому хотя бы то, что многие инвестпроекты, представленные на прошлом, втором ВЭФ, уже в стадии реализации.

На слуху компании «Мерси Агро», «Грин Агро Сахалин», «Ростелеком» ведет работу по прокладке на Курилы волоконно-оптической линии связи….

А помните скандал с рыбокомбинатом «Островным», когда людям не платили заработную плату? В него пришлось вмешаться самому президенту страны.

На форуме были приняты определенные решения и теперь «Островной» активно наращивает темпы производства. Здесь более 200 человек со стабильной заработной платой. И это только начало.

Инвестор планирует вложить в свой проект 7,4 млрд. рублей. И до 2020 года построить новый консервный завод, рыбомучной завод, два роботизированных морозильных завода, завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб. Жителям Шикотана будет предоставлено уже не 200, а 700 рабочих мест.

И, кстати, по обращению руководства «Островного» правительством страны была создана новая территория опережающего развития «Курилы» – как раз в Малокурильском на Шикотане.

А немногим ранее, опять же по ходатайству еще одного участника форума «Восточной горнорудной компании» режим свободного порта Владивосток был распространен и на Углегорский район. Это означает, что компания, будучи так называемым «якорным инвестором», сможет уже в ближайшее время еще более увеличить добычу угля на Солнцевском месторождении и приступить к реализации проекта по строительству уникального угольного конвейера от месторождения в порт Шахтерска. Причем сам порт будет не просто модернизирован – здесь предполагается построить новый порт.

Небо над Корсаковым

Обратим особое внимание – все эти территории опережающего социально-экономического развития, свободные порты с их многочисленными льготами, создаются не для каких-то отдельных и особых компаний, а для всех, кто хочет и умеет работать.

К примеру, свободный порт Владивосток - Корсаков. Первым его резидентом стала компания «Южный терминал», подписавшая соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока. На первом этапе, на базе действующей портовой инфраструктуры будет создаваться современный рыбохозяйственный и транспортно-логистический комплекс, включающий в себя аукционные площадки рыбной биржи.

Но помимо этого от других компаний были поданы заявки на строительство заводов по производству фибролитовых плит и панелей, котельного и котельно-вспомогательного оборудования, утилизации старых шин и изготовлению резиновой плитки, и, безусловно, по чистке акватории от останков затонувших судов, строительству яхт-клуба – без этого морскому городу никуда.

А вот на нынешнем ВЭФ стало ясно, что Корсаков может стать еще и городом авиаторов.

На базе уже известного аэродрома Пушистый предполагается создать учебный центр для стажировки будущих пилотов.

- В России пока нет таких учебных центров, поэтому не только для нашего региона, но и для страны в целом – это шаг в будущее, – говорит по этому поводу генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.

Этот проект уже поддержала Росавиация, а на форуме к нему решила подключиться корпорация «Международный аэропорт Инчхон». Соответствующий пункт есть в соглашении, которое подписали губернатор области Олег Кожемяко и глава лучшего в мире аэропорта Иль-Ёнг Джонг.

Более того. Энтузиасты, тесно связанные с действующим на Пушистом центром технических видов спорта, создали в Корсакове компанию «Комплексные беспилотные системы» и намерены построить здесь завод по выпуску современных беспилотников. Первый образец уже создан. Пока это «гаражная сборка».

Но, напомним, что и первые компьютеры Apple по легенде тоже собирались в гаражах.

А далее они планируют открыть на Сахалине центр беспилотной гражданской авиации Дальнего Востока для обучения и лицензирования ее операторов.

Прожектерство? Но мало кто верил, что «Аврора» станет центральной авиакомпанией Дальнего Востока, и что на Пушистый прилетят самолеты для возрождения авиаклуба.

И достойное жильё

Однако, конечно, все эти проекты затмил на форуме президент страны Путин, который сначала на пленарной сессии форума, а потом на двусторонней встрече с премьер-министром Японии Синдзо Абэ заявил:

- Мы планируем мост построить на Сахалин, выйти потом, соединить Сахалин и Хоккайдо – это вещи абсолютно планетарного характера. Чтобы у бизнеса была возможность быстро и дёшево доставлять свою продукцию из стран АТР в Европу и назад, в другие регионы, на Дальнем Востоке прокладываются новые транспортные коридоры и наращиваются портовые мощности. Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути, модернизацией БАМа и Транссиба, реализацией других проектов всё это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира…

Это действительно глобальный проект. Если начнётся его реализация, то это будет сравнимо со временем большой стройки на шельфе, когда строились заводы, тянулись трубопроводы.

Но не менее важным для всех нас были слова президента, прозвучавшие на специально проведенном в те дни заседании президиума Госсовета:

- Мы уже научились привлекать на Дальний Восток инвестиции, и эта работа, безусловно, будет продолжаться. Наша магистральная задача – повысить привлекательность Дальнего Востока. Это значит достойное жильё, качественное здравоохранение, транспортная доступность, современные школы, детские сады и ясли. Словом, нужно создавать условия, чтобы сюда приезжало как можно больше трудолюбивых, талантливых, образованных людей…

В самом деле, проектов, в том числе и грандиозных, множество. Но кто их будет воплощать в жизнь? Как прозвучало на заседании президиума, в скором времени на Дальнем Востоке будет создано порядка 100 тысяч новых рабочих мест. Но не секрет, что у нас уже везде и без того ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно на фоне продолжающегося отъезда населения в центр страны.

Как привлечь людей на Дальний Восток, как остановить миграцию с Дальнего Востока?

Как подчеркнул президент, путь один – уровень жизни здесь должен не просто достичь среднероссийского, но и как можно скорее превысить его.

Поэтому мало стимулировать одни только частные инвестиции, необходим комплексный подход, который заключается в создании комфортных условий для жизни. И именно над этим сейчас будет усиленно работать правительство.

А достойное жильё, качественное здравоохранение, транспортная доступность, современные школы, детские сады и ясли – это уже относится ко всем нам, не так ли?

comments powered by HyperComments