3 сентября 2018

Владимир Сидоренко:
Стратегия развития строительной отрасли — шаг за шагом

> Елена Герцен

Тема строительства на островах одна из самых важных сегодня. Если люди строят дома на своей земле либо ждут очереди на переселение, значит, собираются осесть здесь надолго. По объему строительства социального жилья Сахалинская область является одним из лидеров в ДФО. Сохраним ли темпы завтра?
О задачах, которые на системном уровне намерена решать областная власть, наш разговор с заместителем председателя правительства Сахалинской области Владимиром Сидоренко.

Наше досье:

В. С. Сидоренко родился в Красноярском крае, закончил Красноярский государственный технический университет, экономист-менеджер по специальности экономика и управление на предприятиях.

Работал инспектором службы безопасности,

с 2001 по 2006 - экономистом обособленного подразделения «Тепловые сети», директором по экономике ОАО «Сахалинэнерго».

С 2006 по 2008 - заместителем директора, а затем директором по экономике ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (Владивосток). С 2008 по 2015 - заместитель генерального директора по экономике исполнительного аппарата ОАО «Сахалинэнерго».

С 2015 по 2016 - ген. директор ЗАО «Сахалинская ГРЭС-2».

В 2017-м назначен замдиректора «Сахалинской ГРЭС» ПАО «Сахалинэнерго», в этом же году был приглашен на должность руководителя агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области.

С 2017 по настоящее время - и.о. заместителя председателя правительства Сахалинской области.

— Владимир Сергеевич, строительная индустрия региона всегда находилась в сложном состоянии, проблемы накапливались десятилетиями, но сейчас отмечен рывок, появились масштабные проекты. Что помогло встать на новые рельсы, подведём основные итоги?

— Действительно, прошлый год для строителей Сахалина и Курил стал годом достижения новых вершин в объёмах построенных квадратных метров и количестве введённых в эксплуатацию объектов. В 2017-м было введено в эксплуатацию более 340 тыс. кв. метров жилых домов (для сравнения, в 2016-м — 330 тыс. кв. метров), успешно продолжается строительство арендного жилья для работников бюджетной сферы со стоимостью найма ниже среднерыночных показателей. Сдано в эксплуатацию 12 арендных домов. В настоящее время ведется строительство еще 1750 арендных квартир общей площадью более 105 тыс. кв. метров в четырнадцати муниципальных образованиях.

Задача, поставленная президентом (к 1 сентября 2017 года полностью ликвидировать аварийный жилфонд, признанный таковым по состоянию на 1 января 2012 года), выполнена. За период 2013 - 2017 годов из аварийного жилищного фонда переселено 14,7 тысяч человек в 264 тыс. кв. метров, при этом построено более 320 тыс. кв. метров жилья.

В 2017 году велось строительство более 140 социально значимых объектов и жилья в рамках реализации мероприятий областной адресной инвестиционной программы, введены в эксплуатацию 10 социально-значимых объектов. В Южно-Сахалинске это перинатальный центр, мемориальный комплекс в честь 70-летия окончания Второй мировой войны, реабилитационный центр для инвалидов, физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом и бассейном в Поронайске, три детских сада (два в Южно-Сахалинске и один в Аниве). Введена после реконструкции и расширения до 1266 учащихся школа № 1 в Аниве, здание для размещения мирового судьи в пгт. Ноглики, центр обработки вызовов системы 112 Сахалинской области, дом культуры в селе Молодежном, детские сады на 110 мест в Малокурильском и Южно-Курильске, спортивная площадка и сквер в Южно-Курильске.

Если быть точными, то в 2017 году предприятия нашего строительного комплекса обеспечили поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет области на сумму 5,5 млрд. рублей, это 111,34 процента к уровню 2016 года.

— Каков общий прогноз потребности в строительстве жилья на островах?

— Президент в 204-м Указе поставил задачу к 2024 году обеспечить 120 млн. кв. метров в год строительства жилья. А это означает рост в 1,5 раза. С учетом необходимости обеспечения опережающего развития на Дальнем Востоке объемы строительства жилья должны быть увеличены в 2 - 2,5 раза. Важно учитывать потребность в развитии жилищного строительства в центрах экономического роста, где планируется реализация крупных инвестиционных проектов, предусматривающих привлечение дополнительной рабочей силы.

— Подтолкнет ли рост строительства к его удешевлению? И позволит ли бюджет в свете сегодняшней экономии реализовать задуманное?

— Одной из главных причин недостаточных темпов жилищного строительства является низкая доступность жилья для населения в связи с его высокой стоимостью. На конец 2017 года средняя цена 1 кв. метра жилья в ДФО составила 67 тыс. руб., что на 23% выше, чем в среднем по России. По данным государственной статистики, стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке на территории Сахалинской области в 2018 году составляет 80 тыс. рублей за кв. метр. При этом стоимость, сформировавшаяся на первичном рынке жилья, значительно отличается от стоимости, утвержденной приказом Минстроя РФ (во 2 квартале 2018 года это 62,9 тыс. рублей за кв. метр).

Сегодня действует ряд механизмов развития рынка жилищного строительства. Это мероприятие государственной программы по предоставлению социальных выплат отдельным категориям граждан для обеспечения жильем. Расчетный объем финансирования до 2025 года составит порядка 4,4 млрд. рублей (это более 2 300 сертификатов), а также мероприятие по переселению из аварийного жилья.

На 1 июля текущего года в реестр аварийного жилья на сайте «Реформа ЖКХ» внесены сведения о 847 жилых домах расселяемой площадью более 188 тыс. кв. метров, в которых проживают более 9 тыс. человек.

Вместе с тем, планируется освоить новое для региона направление в улучшении жилищных условий сахалинцев – это реновация. Пилотной территорией для реализации этого направления станет Южно-Сахалинск.

Конечно, новое жилищное строительство невозможно без земельных участков, обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, поэтому в рамках реализации госпрограммы «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014 - 2025 годы» предусмотрено финансирование мероприятий по строительству инженерной инфраструктуры в объеме более 522 млн. рублей (на 2018 - 2020 годы).

По данным минстроя, с 2013 по 2017 год на островной территории ликвидировано 263,6 тысячи квадратных метров аварийного жилья, получили новый кров 14,7 тысячи человек – практически все, кто встал на учет до 2012 года /Фото skr.su

— Сколько строительных и проектных организаций насчитывает наш строительный комплекс? И каково бюджетное задание в целом по отрасли?

— На сегодняшний день это 2000 строительных организаций разной формы собственности. Из них 682 являются членами СРО, в том числе 601 в сфере строительства. В сфере инженерных изысканий – 10, в сфере проектирования – 71, 110 предприятий промышленности стройиндустрии, со среднесписочной численностью работающих 15 тысяч человек.

— До конца года осталось четыре месяца, что нужно успеть?

— Необходимо построить и обеспечить ввод в эксплуатацию 5 социальных объектов, таких как пожарная часть в Смирных, средняя школа на 800 мест в Долинске, мастерские школы № 9 в Холмске, спортивная площадка в Курильске, объекты энергообеспечения на острове Парамушир.

Нужно обеспечить начало строительства 15-ти объектов, в их числе школа-детский сад в селе Тунгор Охинского района, детский сад в селе Ильинском Томаринского района и в селе Новом Макаровского района, школ в Корсакове, Ногликах и селе Дальнем, школы-детского сада в селе Кировском, дополнительных зданий к двум гимназиям в Южно-Сахалинске (№1 и №3), а также к школе № 26. Школы для детей с ограниченными возможностями в Луговом, областного специального дома ветеранов и инвалидов с комплексом служб социально-бытового обслуживания. Предстоит также обеспечить разворот строительства объектов здравоохранения: скорой помощи, двух поликлиник и детской областной больницы в Южно-Сахалинске. Провести подготовительные работы по строительству многофункционального культурного центра и выставочного комплекса в областной столице.

- Минстрой получил в этом году 8,3 млрд. руб. на реализацию адресной инвестиционной программы. Какую долю из них направят на строительство новых школ? На объекты здравоохранения, культуры и спорта? Какие будут сданы уже в этом году?

— Всего из 8,3 млрд. рублей, закрепленных за минстроем, на строительство социальных объектов планируется направить более 3 млрд. рублей (37,3%), из них на строительство пяти объектов здравоохранения – 0,1 млрд. рублей (1,5 %), пяти объектов культуры – 0,26 млрд. рублей (3,1 %), на строительство 19 объектов образования — 2,8 млрд. рублей (33,7 %).

В 2018 году запланирован ввод школы в Долинске на 800 мест, одного детского сада на 200 мест в Углегорске, мастерских школы № 9 в Холмске.

— Больной вопрос — дорожное строительство. Некоторые сахалинцы негодуют, что мост на материк хотим строить, ракеты в космос пускаем, а дорогу на север никак не осилим. Почему процесс движется долго? Сколько километров будет заасфальтировано в этом году?

— Скажу главное, работы по строительству новой трассы «юг — север» заложены в долгосрочную программу, которую сворачивать никто не собирается, мы медленно, но верно движемся вперед. Дорожная деятельность у нас осуществляется в рамках финансирования, определенного госпрограммой "Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства Сахалинской области на 2014 - 2022 годы". Этот документ устанавливает основной порядок, этапы, сроки и виды выполняемых дорожных работ.

Общая протяженность автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха составляет 840,571 километр, в том числе, с асфальтобетонным покрытием 561,848 километров, с щебеночным (грунтовым) – 278,723 километра.

В составе мероприятий программы в текущем году планируется ввести в эксплуатацию после реконструкции 33,201 километров дорог с асфальтобетонным покрытием (на участках: в границах села Лермонтовка, в границах Поронайска, Рощино – Онор, Тымовское – Воскресеновка, поворот на Горячие Ключи – поворот на Даги, поворот на Пильтун – поворот на Сабо).

В 2018 году дорогой с асфальтобетонным покрытием соединятся областной центр и Смирных. Всего на реконструкцию дороги Южно-Сахалинск – Оха в 2018 году будет направлено около 2 млрд. рублей. В период 2019 – 2025 годов планируется ввести в эксплуатацию 194 километра дорог с асфальтобетонным покрытием. В результате дорогой с асфальтобетонным покрытием соединится центр муниципального образования «Ногликский городской округ» и областной центр Сахалина. Будет продолжена и работа по строительству новой автодороги между Ногликами и Охой. Кому-то покажется, что этого мало. Конечно, мало. Но нужно реально смотреть и на технические возможности, и на особенности нашего климата и сезонность работ…

— Текущий ремонт дорог постоянно требует финансирования. Какой срок дорога должна служить без капитального строительства? Речь о латании дыр…

— Нормативные межремонтные сроки для автомобильных дорог составляют 12 лет. В то же время, ежегодно для поддержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии выполняются работы по ее содержанию. В 2018 году на содержание дорог регионального и межмуниципального значения планируется направить 1,6 млрд. рублей. В рамках этого вида работ предусмотрен ямочный ремонт, заливка трещин, восстановление изношенных слоев дорожной одежды, восстановление дорожной одежды на пучинистых участках и участках со слабыми грунтами основания. Кроме того, в 2018 году предусмотрены работы по ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения. На это планируется направить 827 млн. рублей.

— Насколько развита сегодня на Сахалине индустрия собственных стройматериалов?

— В 2017 году предприятия промышленности стройматериалов (у нас их 110) выпустили продукции на 8 млрд. рублей. Почти треть всего производства (32%) приходится на нерудные материалы, которые выпускают 36 островных предприятий. Товарный бетон и раствор от 17 производителей занимает 15% в объёме продукции, такая же доля приходится и на асфальтобетон. Кроме того, десятки сахалинских фирм производят сборный бетон и железобетон (12%), столярные изделия и пиломатериалы (11%), оконные и дверные блоки (10%).

— То есть, можно смело сказать, отрасль развивается? Кого из производителей можно выделить как успешных?

— Несмотря на некоторый спад, производство стройматериалов все же развивается — предприятия обновляют заводские линии, внедряют новые технологии. Примеров тому достаточно. Скажем, ООО «Карви» провело модернизацию производства пластиковых и алюминиевых оконных, дверных и фасадных систем. Продукция теперь полностью отвечает европейским стандартам и даже поставляется на экспорт в Японию. ООО «Пеномастер» также расширило производство и модернизировало линию по изготовлению пенополистирола и пенополистирольных плит, увеличив мощность производства до 55 тысяч кубометров.

В апреле прошлого года при поддержке областных властей на базе ООО «Армсахстрой» открыт Технопарк современных строительных технологий. На объекте на 95% завершены учебно-административный корпус и производственные участки, введена в эксплуатацию газовая котельная. В тестовом режиме запущено производство негорючего полистирола, тротуарной плитки, пенобетона, металлопрофиля и профнастила. Планируется открытие цеха переработки и производства изделий из пластика, сэндвич-панелей, сварочного цеха, производства минераловатного утеплителя из базальтовых пород, переработки некондиционных железобетонных конструкций.

Карьер «Охотский» в 2017 году реализовал проект по добыче строительного песка ниже уровня воды. А в Александровске-Сахалинском ООО «Норд» за счёт своих средств построило асфальтовый завод мощностью 40 тонн в час, способный выпускать свыше 5 тысяч тонн готового асфальта в месяц.

Строительный цех по производству теплоизоляции для труб открыло ООО «Теплострой» в Корсакове. Оборудование рассчитано на изготовление скорлуп ППУ, предназначенных для теплоизоляции трубопроводов диаметром от 57 до 530 мм, и в 2017 году уже было произведено свыше 100 кубометров теплоизоляции. Сейчас предприятие получило статус резидента свободного порта Корсаков, а в дальнейшем планируется модернизация линии по производству предизолированных труб и открытие производства шлакоблока.

В АО «Сахалинавтодорснаб» также проходит модернизация мощностей. Приобретен бетонно-растворный узел с автоматической системой дозировки подачи материалов для производства железобетонных изделий, закуплено оборудование для плавки битума производительностью до 10 кубометров в час, полуприцеп с подогревом и смесителем для транспортировки полимерного битума, формы для организации производства высоковольтных опор с преднапряженной арматурой, телескопический погрузчик для погрузо-разгрузочных работ. Предприятие выпускает железобетонные кольца, трубы, лотки, плиты, конструкции для ЛЭП и другие железобетонные изделия, дорожный строительный битум.

Правительство области со своей стороны содействует расширению номенклатуры энергоэффективных строительных материалов. И, что важно, стимулирует и поддерживает субъекты инвестиционной деятельности.

На реконструкцию автодороги Южно-Сахалинск – Оха в этом году планируется направить около 2 млрд. рублей. В 2019 – 2025 власть обещает ввести в эксплуатацию ещё 194 километра дорог с асфальтобетонным покрытием / «Сахалин P.S»

– Событием года стало начало строительства нового аэровокзального комплекса, как идёт процесс и когда планируется сдать долгожданный объект в эксплуатацию?

– Это главная наша воздушная гавань, более 95% авиационного пассажиропотока Сахалинской области обслуживаются именно в аэропорту Южно-Сахалинск, и строительство нового аэровокзального комплекса является одним из приоритетных проектов на территории региона.

Для повышения в аэропорту качества обслуживания правительством Сахалинской области (является собственником аэропорта) в 2015 году было принято решение о начале подготовки проектно-сметной документации и дальнейшего строительства.

Для этих целей в период с 2015 по 2017 годы из бюджета Сахалинской области было выделено 6,8 млрд. рублей путем увеличения уставного капитала АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск». В 2017 году была завершена работа по подготовке проектно-сметной документации, получено положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», и в сентябре прошлого года был заключен контракт на производство строительно-монтажных работ с ООО «Сахалинская механизированная колонна №68».

Сегодня работы на объекте проходят в соответствии с графиком, ведется работа по монтажу металлоконструкций, в ближайшее время будут заключаться контракты на поставку технологического оборудования (телетрапы, конвейерные ленты, лифты и иное оборудование, необходимое для обслуживания пассажиров, размещения и хранения багажа). Завершение работ и ввод в эксплуатацию запланирован на 4 квартал следующего года.

— Создание сухопутного транспортного коридора между островом и материком… Вы верите в вероятность начала «стройки века»?

— Я верю в такую вероятность.

Начало строительство моста реалистично уже потому, что эту тему поднял президент нашей страны. В настоящее время АО «Дальгипротранс» по заданию ОАО «РЖД» приступило к выполнению проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского».

В Сахалинской области и Хабаровском крае создаются межведомственные рабочие группы на уровне правительств для оперативного решения вопросов и оказания содействия компании «Дальгипротранс» в проведении инженерных изысканий.

Предполагается, что в Сахалинской области железнодорожная линия пройдет по территории трёх районов – Ногликскому, Александровск-Сахалинскому и Охинскому. Главам этих муниципальных образований уже выданы поручения об оказании всестороннего содействия при проведении инженерных изысканий. Результаты работы будут представлены «Дальгипротранс» в Правительство Российской Федерации (ориентировочно в конце года) для принятия решения о возможности и целесообразности реализации проекта. Концептуальное решение, будет ли это тоннель или мостовой переход, в настоящее время также не принято.

Вопрос «стройки века», как вы говорите, давно стал горячей темой. Очевидно одно - возможности для развития нашей экономики в этом случае расширятся, появятся новые проекты, но самое главное – жители островной области через комплексное развитие строительной отрасли получат более комфортные условия для жизни.

Хочу поблагодарить всех участников строительного рынка Сахалина за успехи, которых уже удалось достичь. Многое предстоит сделать вместе, шаг за шагом преодолеть массу наболевших проблем, в том числе, усилить контроль качества строительной продукции, решать проблему нехватки квалифицированных кадров, и другие. Задачи стоят очень серьезные. А перспективы для движения вперёд у нас есть.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>

comments powered by HyperComments