8 декабря 2017

Вера Щербина:
не в отдалённом будущем, а уже сейчас островитяне должны жить достойно

> Елена Герцен

Год назад в интервью журналу председатель правительства Сахалинской области Вера Щербина рассказала о начавшейся работе, связанной с перестройкой системы работы власти. С появлением ТОРов островная экономика получила новое развитие, в проекты регион вкладывает большие деньги, которые каким-то образом должны окупаться, влияя на качество жизни сахалинцев. О том, что сделано в 2017, и, конечно, ещё раз о бюджете, состоялся наш разговор с Верой Щербиной.

- Вера Георгиевна, первое с чего вы начали свою деятельность на Сахалине – сформировали новую структуру правительства, взяв курс на эффективность расходов. Каковы результаты, и как они повлияли на нашу жизнь? Насколько сложным, по-вашему, был год?

- 2017 год завершается, и он, конечно, был непростым. Сейчас мы активно формируем бюджет на предстоящую трёхлетку, сопоставляем возможности и расходные обязательства. Если касаться цифр года уходящего, то можно сказать, это был достойный бюджет – 111,2 млрд. рублей расходов. Ни у одного субъекта Российской Федерации на Дальнем Востоке такого нет.

Наше досье

Вера Георгиевна Щербина родилась в п. Чернышевск-Забайкальский Читинской области, закончила инженерно-экономический факультет Хабаровского политехнического института и аспирантуру при Хабаровской академии экономики и права по специальности денежное обращение, финансы и кредит. Трудовую деятельность начала в Приморском крае. С 1992 года работала в финансовых органах власти Приморского края, занимала должность замдиректора департамента финансов администрации. В 2005 была назначена начальником департамента финансов, затем вице-губернатором администрации Корякского автономного округа. В 2008 году была принята на должность федерального инспектора в аппарат полномочного представителя Президента РФ в ДФО в Москве, в этом же году назначена на должность заместителя председателя правительства Амурской области.

В 2012 была переведена на должность первого заместителя председателя правительства Амурской области. С января 2016 года - председатель правительства Сахалинской области.

Кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, отличник финансовой службы РФ. Имеет благодарность Администрации Президента РФС и Министра финансов РФ.

- Интересно сравнить расходы регионов в расчёте на душу населения…

- Сахалинская область занимает первые строчки рейтингов по инвестициям в основной капитал на душу населения. Например, в Хабаровском крае это 76 тысяч рублей, в Еврейской автономной области 68 тысяч, в Приморье 65, у нас - 289 тысяч рублей на душу населения.

Это позволило сделать за короткое время очень многое. За последние три года введены в эксплуатацию 246 новых объектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, построено 66 спортивных объектов, закатано в асфальт 70 километров дорог, не говоря об объектах жилищно-коммунального хозяйства. Отмечу, что ранее за такой же период в области сдавалось порядка 100 объектов.

По числу ввода социальных объектов мы лучшие на Дальнем Востоке, в том числе по ликвидации аварийного жилья и строительству нового. И мы хорошо понимаем, что не достигли бы таких результатов, если бы не имели в наличии столько финансовых ресурсов. Считаю, что 2017 год завершается успешно, все указы президента будут выполнены, контрольная точка - 1 января. К этой дате будут повышены заработные платы работникам бюджетной сферы - педагогам, врачам и другим специалистам, подпадающим под действие указа.

- То есть, жёстких бюджетных ограничений в социальной сфере не будет?

- Могу сказать с полной ответственностью, меры социальной поддержки населения сокращены не будут и останутся на прежнем уровне. Напомню, пакет социальных выплат у нас самый высокий не только на Дальнем Востоке, но и в Российской Федерации. 21,7 миллиарда рублей из бюджета - это наши расходы на социальную политику. Все бюджетные организации будут обеспечены средствами на содержание. Область не отказывается также от новых программ, связанных со строительством школ и объектов здравоохранения. Продолжится и поддержка приоритетных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства.

- Вы усилили контрольные группы в региональном Минфине и министерстве имущественных отношений, удалось ли навести порядок в тратах бюджетных денег?

- Для выявления нарушений мы усилили контрольные функции как по линии министерства финансов (добавили на контрольный блок дополнительные штаты), так и по госзакупкам. Именно через госзакупки идёт расходование бюджета на все нужды учреждений - приобретение продуктов питания, лекарств, расходных материалов, мебели и так далее. По этим вопросам мы активно сотрудничаем с региональной прокуратурой, и в результате контрольных мероприятий только с начала года передали туда 14 материалов по выявленным нарушениям бюджетного законодательства на сумму 1, 3 млрд. рублей. Хочу сказать, что в этом году нами были проверены расходы бюджетных средств более чем на 12 млрд. рублей. Объём нарушений увеличился в 4 раза, что говорит о результатах нашего труда. Только на государственных закупках по итогам проверок и наведении порядка сэкономлено более 1,5 млрд. рублей. И, отмечу, сработали не только меры по пресечению нарушений на торгах, но и в ходе экспертизы цен. Например, на некоторые продукты питания удавалось снизить цену на 30 процентов от заявленной.

- Значит, работу системы контрольных служб вы оцениваете как эффективную?

- Да, службы сработали хорошо, иначе средства, о которых я упомянула, были бы потрачены. В то же время считаю, что этих мер контроля недостаточно, их нужно усиливать, поскольку не только злой умысел главных распорядителей средств является причиной неэффективности расходов, а где-то и незнание законодательства, подход «идём по накатанной», когда покупают услугу по одной и той же цене у одного и того же поставщика. Когда просто кому-то всё удобно и перемен не хочется.

Говоря о новых мерах, сейчас мы запустили программу проведения централизованных торгов. Теперь мясо, например, закупает не одна больница, а единым лотом продукт закупается сразу для всех больниц, и от этого цена снижается на 30 процентов. Когда берётся маленький объём товара, цена выше, и не потому, что там недобросовестный поставщик, а потому что ему невыгодно поставлять маленькую партию.

В целях развития системы закупок мы запустили на электронном ресурсе биржевую площадку, здесь как раз разработан алгоритм для малых закупок от 100 до 400 тыс. рублей для областных и муниципальных нужд. Одним словом, все закупки сейчас проходят через «контрольный шлагбаум» экспертов, и эти меры себя оправдывают - где-то сэкономлено 38 миллионов, где-то 4. Натрия хлорид, например, когда закупали для минздрава - сэкономили 6 млн. рублей, и так далее.

- Вернемся к бюджету-2018 и его судьбе в связи с изменением законодательства. Речь о потерях в бюджете в результате перераспределения нефтегазовых доходов. Как вообще стало возможным заикнуться об отобрании денег у региона?

- Как я уже сказала, наша бюджетная обеспеченность гремит на всю страну. И федеральные органы власти считают, что это - сверхобеспеченность региона (289 тысяч рублей на душу населения), в то время как у соседей она в разы меньше. Это многим не даёт покоя. Кто-то считает, что мы сорим деньгами, поэтому и было внесено предложение часть средств у сахалинского бюджета - изъять. Об этом много говорится в средствах массовой информации, в том числе, о нашей работе с федеральным уровнем власти в этом направлении. Но окончательное решение ещё не принято. В то же время важно, что нам удалось достигнуть взаимопонимания по этому вопросу. Средства от СРП по проекту «Сахалин-2» будут распределяться поровну между федеральным и региональным бюджетами.

- И если такое решение будет принято, на что хватит средств, а какие проекты пострадают?

- Первоочередные расходы - это 85 миллиардов рублей, которые пойдут на содержание всех учреждений (школ, больниц, стадионов, обеспеченность учебниками, питанием - всё, что входит в их содержание). А вот бюджет развития наверняка будет поменьше, я говорю о новом строительстве. При этом перед федеральными органами власти мы ставим задачу, чтобы 25 миллиардов инвестиционных средств в регионе было сохранено, что позволит строить школы, о которых мы заявили, продолжить строить дороги, ликвидировать аварийное жильё и так далее. Мы провели переговоры на федеральном уровне, и принято решение, что все пусковые, переходящие объекты также будут профинансированы в полном объёме.

- В сфере туризма взят такой размах, что снижение её финансирования - это явное подрезание крыльев в полёте. Будет ли отдача от уже вложенных средств?

- Развитие «Горного воздуха» и вся программа развития туризма однозначно не пострадают, это как раз переходящие и пусковые объекты. Никаких опасений на этот счёт нет, расходы забюджетированы на следующий и предстоящие три года, мы собираемся и дальше развивать туризм и привлекать инвестиционные ресурсы. Нужно понимать, что отрасль не сразу получит отдачу, сейчас мы должны грамотно строить инфраструктуру. В то же время отмечу, что гости, которые приезжают на «Горный воздух» или другие туристические объекты, тратят деньги не только там, но и в гостиницах, ресторанах, оплачивают перелёт, услуги транспорта и так далее. Часть этих средств возвращается в бюджет в виде налогов. Так что определённый эффект от развития туризма мы ощущаем уже сегодня.

- Согласно стратегии, мы должны получить турпоток на острова до 600 тысяч человек в год. Это осуществимо?

- Специалисты провели анализ за прошедшие полгода: число туристов увеличилось на 127 тысяч, и если умножить эту цифру на два, выходит 250 тысяч гостей в год. И это притом что, по большому счёту, для развития туризма мы ещё ничего не сделали и находимся в начале пути. Считаю, поставленные цели достижимы, и нужно в этом направлении терпеливо двигаться, что бы ни говорили скептики. Привлекательность нашего региона очевидна, есть инвесторы, заложено строительство гостиниц, бань, гостевых домиков, повышается уровень сервиса и гостеприимства, мы ищем новые возможности.

Когда проект ТОР будет закончен, число туристов, я уверена, увеличится, туристы станут оставлять здесь хорошие деньги, которые прямо или косвенно вернутся в качестве доходов в бюджет.

- В районных администрациях говорят о «затягивании поясов» и сокращении расходов местных бюджетов. Есть почва для этих слухов?

- По большому счёту, это хорошо. К сожалению, у нас некоторые муниципалитеты занимают иждивенческую позицию. Когда доходов было даже больше чем достаточно, мы вынуждены были взять на себя расходы, например, по ЖКХ, хотя, хочу напомнить, это стопроцентные полномочия органов местного самоуправления. Однако мы 1 процент оставили им, а 99 оплачивал областной бюджет. Такая же ситуация по аварийному жилью. К тому же часто предоставлена была некачественная проектно-сметная документация, не соответствующая демографии. Например, принималось решение строить социальные объекты гораздо большей мощности, чем это необходимо, и теперь они стоят полупустые. Так получается и с перинатальным центром. Исходя из потребности области, число мест в нём не должно было превышать 150, а построили на 225. Когда готовили проектно-сметную документацию, об этом никто не думал. А теперь нам придётся нести неэффективные расходы из-за лишних площадей. Скажу больше, у нас 118 недостроенных или запланированных объектов, к строительству которых не приступали по причине завышенных цен и объёмов, проектно-сметную документацию к ним готовили как муниципальные, так и областные власти ещё, например, в 2010 году.

- Но кто в этом виноват?

- Опять же не хочу обвинять в злом умысле глав муниципальных образований, но сейчас стало очевидным, что ответственные специалисты делали это наскоро, часто привлекали к разработке проектной документации компании, которые «попадались под руку».

Сейчас, когда средств будет меньше, мы не можем этого допустить и ужесточим контроль. В процессе проектирования бюджета на три года принято решение осуществлять дифференцированный подход к органам местного самоуправления - их доля софинансирования вырастет до 30 процентов. Я говорю «до», потому что столько, например, будет платить Южно-Сахалинск, но у каждого района разные доходные возможности, и муниципалитетам послабее мы сохраним низкий процент софинансирования. Например, доля собственных средств Углегорского района составит 2,5 процента. Теперь каждая школа, каждый объект культуры или спорта не будет приниматься в инвестиционную программу, пока не пройдёт экспертизу, пока наши специалисты не поставят свои подписи, что объект соответствует по цене и потребности для данного населённого пункта. И за эти подписи специалисты будут нести полную ответственность.

- Главную оценку работе мэров, конечно, даёт население, но есть ли объективный критерий этой работы, с которым, как говорится, не поспоришь?

- Оценкой эффективности управления мэров занимаются специалисты правительства Сахалинской области на основе соглашения с органами местного самоуправления, где прописаны критерии и заданы конкретные направления деятельности, относящиеся к компетенции районных администраций (сколько дворов должно быть обустроено, долгостроев завершено, сколько субъектов малого предпринимательства должно появиться и так далее). Например, здравоохранение - это компетенция субъекта, но работа по обеспечению жильём врачей ведётся совместно с районной властью. Могу сказать, что по итогам 2016 года, поскольку 2017 ещё не завершён, грант за эффективное управление в размере 100 млн. рублей получили три муниципальных образования. Первое место занял Невельский городской округ, второе – Южно-Сахалинск, третье – Анивский городской округ.

- В СМИ гуляет информация о «неэффективном расходовании средств регионом», что якобы и стало причиной изъятия части доходов у Сахалина.

- Если ещё раз о деньгах, то вспомним 2015 год, когда на Сахалин, можно сказать, пролился денежный дождь - мы получили два годовых бюджета. Причём такая ситуация сложилась всего один раз. Впоследствии цена нефти на мировом рынке упала, и наши доходы тоже стали снижаться. Тогда почему этот единичный случай не даёт покоя федеральному центру? Потому что это случилось не благодаря, а вопреки?

Наверное, по причине того, что методика счёта налогов идёт по объёмным показателям прошлого года, и они умножаются на курс доллара на момент уплаты налога. Доллар, как известно, одномоментно вырос в два раза, и соответственно выросли налоги. Повторю, нет ни одного субъекта Российской Федерации, на кого свалилось бы такое богатство.

При этом мало кто помнит про следующий факт. До 80 % средств в областной бюджет поступает в марте. Это нефтегазовые деньги. А затем доходы остаются на низком уровне. Но ведь нам нужно прожить на эти средства не только до конца текущего года, но и первые месяцы следующего. И если мы истратим всё сразу, то людям нечем будет платить зарплату, не на что будет покупать медикаменты, продукты питания и так далее.

Не отрицаю, что есть определённые сложности с эффективной реализацией имеющихся средств. Сделать это грамотно - непросто, учитывая, что у нас сотни бюджетных учреждений, главных распорядителей, 18 органов местного самоуправления - взмахом волшебной палочки невозможно, учитывая необходимость прохождения массы процедур (проектно-сметная документация, экспертиза, распределение средств, борьба с недобросовестными подрядчиками и так далее, в комплексе), поэтому, наверное, мы и не справились с этими задачами.

Но и нельзя не замечать того, что сделано.

Достаточно взглянуть на Южно-Сахалинск - происходят разительные перемены, и не только здесь, возьмите любое муниципальное образование, везде найдёте новые объекты - школы, больницы, ФАПы… Мы не должны вкладывать деньги только в областную столицу и создавать здесь зону «всё хорошо», все жители региона заслуживают улучшения качества жизни.

Один из важных критериев уровня жизни населения - это наши дети. Ни один субъект, пожалуй, не может похвастать такими возможностями для ребят, какие есть в островном регионе, они не только обеспечены спортивными объектами и объектами культуры, но и имеют возможность выезжать на соревнования и творческие конкурсы в другие регионы и за границу.

- Что предстоит сделать, чтобы люди перестали думать о переезде в другие регионы?

- Проблем, конечно, остаётся много, особенно в области ценовой политики. Невозможно, наверное, не заметить, как мы стараемся сдерживать цены. Вместе с губернатором мы побывали на Курильских островах, посетили магазины, сравнили цены и отметили, что они стали более доступными за счёт дотирования транспортной составляющей и постоянного контроля (например, камбала там стоит 70 рублей, курица 150, молоко 70 - 80 и выше). В Южно-Сахалинске теперь легко можно купить мясо от местного производителя, кроме того, мы отторговали мясо свинины для бюджетных учреждений дешевле, чем раньше стоило завозное мясо сомнительного качества.

Молоко, яйца, плодоовощная продукция теперь тоже есть в достаточном количестве. И главное - продукция высокого качества. Всё это влияет на качество жизни. Здесь всё просто: люди хотят покупать хорошую, например, сметану по умеренным ценам.

Мы поставили перед собой цель, чтобы жители области не в отдалённом будущем, а уже сейчас ощутили положительный эффект от реализации проектов, это даст уверенность в завтрашнем дне.

Поэтому на первом месте - активная социальная политика, обеспечение доступности и повышение качества работы учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.

- Но отток населения по-прежнему большой…

- К сожалению. Но в целом есть положительная динамика. По итогам прошлого года число родившихся теперь больше, чем умерших. Что касается миграционного потока, то прибывших тоже больше по причине реализации кадровых программ и появления новых рабочих мест. Во все города и отдалённые населённые пункты едут врачи, учителя, специалисты для работы в рамках ТОР, которые будут жить и работать здесь на постоянной основе.

Не решены также вопросы транспортной доступности, сделать предстоит многое. Особенно остро стоит вопрос на Курилах. Во время приёма граждан мы услышали крик о помощи - есть всё, жить стало комфортнее, но уехать в отпуск или по делам в областной центр сложно, и острова по-прежнему остаются труднодоступными. В ближайшее время ситуация усугубится в связи с уходом теплохода "Игорь Фархутдинов" на плановый ежегодный ремонт. Принято решение, что авиакомпания "Аврора", выполняющая полёты в Курильск и Южно-Курильск, увеличит число рейсов по этому направлению.

- Вы часто бываете в районах. Насколько изменилась жизнь в отдалённых сёлах, есть ли совсем уж депрессивные?

- Ситуация меняется, и ни один район сегодня я не могу назвать депрессивным. Там, где нет промышленного производства, развивается социальная сфера. Мы сдаём новые детские сады и школы, а это рабочие места. Один из элементов политики: если встаёт вопрос, где открыть учреждение по линии соцзащиты, то приоритет отдаём тому муниципальному образованию, где трудно с рабочими местами.

- Возможно, глубинка исчезнет по мере строительства новой трассы «юг - север». Есть перспективы, что когда-нибудь она до конца будет закатана в асфальт?

- За прошлый год было построено 70 километров дорог, речь идёт о новых дорогах, не считая отремонтированных и тех, которые мы постоянно поддерживаем. Некоторым кажется, что это маленькая цифра, но нужно понимать, что один километр дороги стоит 100 млн. рублей, и это, как говорится, по прямой. А там, где нужно обходить скалы, где есть мосты, а их много, цена возрастает, и нужно учитывать наш непростой климат. Этого, конечно же, мало. Но работы на основной трассе до Охи заложены в долгосрочную программу, которую сворачивать мы не собираемся. В то же время сказать, что работу закончат за два года - будет неправдой, нужно реально смотреть на технические возможности. Зато на Курилах в этом вопросе разительные перемены, на Итурупе - улицы в асфальте, на Кунашире дорога тоже активно строится, работает много техники. Красивые дороги появляются не только в Южно-Сахалинске, но и во многих районах, этого нельзя не заметить.

ЦИФРЫ

222 375 тысяч кв. м жилья введено в январе – октябре 2017 года на Сахалине и Курилах

17 социальных объектов сдано в эксплуатацию в январе – октябре 2017 в районах Сахалинской области

112 социальных объектов сдано в эксплуатацию в январе – октябре 2017 в Южно-Сахалинске

7,3 млрд. рублей направлено в 2017 году на социальные льготы для сахалинцев и курильчан

96,9 тыс. рублей - средняя заработная плата врача в Сахалинской области (55,3 тыс. рублей - зарплата среднего и 41,1 тыс. рублей - младшего медперсонала)

65 тыс. рублей - средняя заработная плата учителя средней школы в регионе

916 дворов в Сахалинской области было отремонтировано за три года

4752 родившихся зарегистрировано в органах ЗАГС Сахалинской области за первые девять месяцев года (число умерших по региону составило 4467 человек, естественный прирост 285 человек)

1807 человек - миграционный прирост за первые девять месяцев года

- Больная тема: как вы считаете, состоялась ли хоть отчасти в регионе реформа здравоохранения?

- В здравоохранение вкладываются большие средства, приобретается оборудование, осваиваются новые научные методики, строятся и ремонтируются больницы. В целом показатели неплохие, снижается уровень смертности населения. Но жалоб от населения и внутренних проблем остаётся много, и их нужно решать. Пока не удаётся победить косность мышления в управлении процессами внутри ведомства. Да, каждый на своём месте что-то решает, но человек по-прежнему часто вынужден стучать во все двери, чтобы без проблем получить необходимую помощь. Люди могут приехать, например, с Шикотана в Южно-Курильск и там застрять. За каждый день проживания в гостинице они платят из своего кармана, и когда, наконец, прилетают сюда, выясняется, что какой-то справки не хватает… Хотя специалистам, направляющим больного на обследование или лечение, весь маршрут пациента можно было проработать по телефону, поселить его в гостинице, ведь не в отпуск едет, оградить от трудностей. Необходимо проводить воспитательную работу с сотрудниками, запускать им стимулы, учить работе с пациентами.

- Помогают ли в работе встречи с населением? Как вы оцениваете гражданскую активность сахалинцев?

- Очень высоко оцениваю гражданскую активность жителей островов и всегда прислушиваюсь к мнению людей, которые приходят на приём. И на встречах губернатора, которые проходят в районных клубах, зал всегда полон, население интересует всё - от дворов до глобальных вопросов развития. Эти встречи полезны, ведь ты слышишь не то, что докладывают чиновники, а что реально происходит в жизни. По итогам поездок в правительстве проходят совещания, где мы делаем выводы. Да, жалоб поступает много, но всё чаще люди высказывают и добрые пожелания, а порой благодарят за решённые вопросы.

Мы внедряем новый механизм работы с населением – инициативное бюджетирование, граждане теперь открыто высказывают пожелания, выбирая приоритеты при формировании бюджета. Второй год проходят публичные слушания в открытом формате с трансляцией на телеэкранах, все предложения и рекомендации фиксируются и будут учтены.

- Каков ваш главный принцип в работе?

- Если не хочешь топтаться на месте, нужно искать новые пути, несмотря на трудности, что мы и делаем. Самый бесценный дар - это настоящий момент, время, в котором мы живём. Да, важно думать о большом будущем, но в то же время делать всё от нас зависящее для ныне живущих. Как сказал кто-то из философов, время, чтобы быть счастливым — сейчас.

- Впереди новогодние каникулы, как вы планируете их провести, что хотелось бы пожелать сахалинцам и курильчанам?

- Это волшебное время, и я с нетерпением его жду. Всегда провожу новогодние праздники в кругу семьи. Моя семья, к сожалению, живёт не рядом, но они приезжают в гости, особенно всем нравится сахалинская зима. Где встречу 2018, мы ещё не определились. Свободного времени в моей жизни, конечно, не хватает, поэтому не могу сказать, что я спортсменка. Но стараюсь по мере возможностей выбираться в спортзал позаниматься с тренером, поплавать в бассейне. А ещё люблю баню со всеми атрибутами, это отвлекает хоть на время от рабочих будней. Любая хандра и усталость проходят после общения с природой, возвращаешься совсем другим человеком. Сахалинская зима настолько красива, что захватывает дух! Второй год я катаюсь на горных лыжах, а ещё поставила перед собой цель выходить в выходные - кататься на беговых. И если рядом будет компания из родных и близких, вдвойне приятно.

Ждём снега, ждём новогодних каникул! Всем сахалинцам я желаю мира и добра, пусть будут счастливы ваши дети и здоровы родители, это главное.

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>

comments powered by HyperComments