7 июня 2016

"Сказка о потерянном лососе"

О современном состоянии лососевых ресурсов Сахалинской области

> Александр Болотников, фото из архива редакции
Создатель учил людей заботиться о лососях, которые были созданы специально для них. Он говорил: "Не пренебрегайте ими как пищей, уделяйте пристальное внимание заботе о них и не берите больше, чем Вам нужно". Он также сказал им, что если они будут следовать этим правилам, лососевые стада, пока они живы, будут умножены в несколько раз.

Сначала люди следовали тому, что им было предписано, и они счастливо жили от рыбьих щедрот. На всем протяжении реки берега были заселены людьми, живущими в рыбацких деревнях и занятых ловлей и вялением лососей для своих запасов.

Но, по происшествии некоторого времени произошло нечто странное. Люди стали нерадивыми и пренебрегли заветами, данными им Создателем. Они стали жадными. Они перестали заботиться о лососях. Они позволяли себе ловить более, чем это было необходимо для пропитания их семейств. Они не следовали советов тех, кто пытался следовать учению. И лосось исчез. Это выдержка из "Сказки о потерянном лососе" коренных народов Севера.

Рыбохозяйственный комплекс Сахалинской области является основой экономики островного региона после нефтегазовой отрасли. В консолидированный бюджет Сахалинской области от рыбаков, рыбоводов и рыбопереработчиков за прошлый год поступило 2 миллиарда 234 миллиона рублей, Среднесписочная численность работников, занятых в рыбной отрасли (по полному кругу) составляет 9,28 тысяч человек.

На протяжении последних лет для рыбной отрасли Сахалинской области характерны положительные тенденции роста натуральных и финансовых показателей по основным видам деятельности. Отрасль развивается достаточно динамично.

Устанавливаемый объем добычи водных биологических ресурсов Сахалинской области составляет около одного миллиона тонн ежегодно. При этом в последние 5 лет среднегодовой объем добычи стабилизировался на уровне 700 тысяч тонн. По данным Сахалино-Курильского территориального управления объем вылова ВБР в 2015 году составил 719,7 тыс. тонн или 99 % к уровню 2014 года.

Ежегодные колебания порядка 10% объема являются следствием высокой доли лососевого промысла.

По объемам вылова ВБР Сахалинская область занимает третье место в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (более 26%) после Камчатского и Приморского краев.

Промысел лососей является одной из ведущих составляющих в общем объеме вылова ВБР Сахалинской области, удельный вес которого занимает второе место после минтая. Социальную значимость лососей трудно переоценить, учитывая отношение населения к этой группе рыб.

Рис. 1. Динамика уловов кеты в Сахалинской области в 1990-2015 гг.

Используя данные мониторинга, проведенного заведующим кафедрой экологии и природопользования СахГУ, доктором биологических наук Александром Каевым, рассмотрим динамику состояния запасов лососевых за период с 70-х годов до настоящего времени.

Кета. Уловы кеты, не смотря на массированные выпуски заводской молоди в 1970-х – первой половине 1980-х гг. (от 218 до 440 млн мальков), долгие годы составляли в Сахалинской области около 5 тыс. т. Хорошо выраженная тенденция их роста обозначилась с конца 1990 г., в результате которой уже в 2009 г. вылов достиг 44,6 (2009 г.) тыс. т. Наибольший вылов пришелся на районы, где запас кеты формировался преимущественно или полностью за счет заводского разведения: юго-западный и юго-восточный Сахалин, залив Терпения, о. Итуруп (рис. 1). Этот рост совпал с переходом на современные методы культивирования кеты, что привело к 10-кратному увеличению уловов в районах расположения кетовых заводов. Более того, если в 1986-1990 гг. уловы в этих районах составляли всего 55% от суммарных уловов кеты в регионе, то в 2008-2013 гг. эта доля увеличилась в среднем до 85 %.

Рост уловов произошёл в основном за счёт увеличения жизнестойкости выпускаемой молоди (улучшение биотехники разведения), о чём свидетельствуют синхронные изменения индекса выживания кеты в течение морского периода жизни и её уловов (рис. 2). Причем индексы выживаемости кеты достигли на некоторых ЛРЗ мирового уровня (на о. Хоккайдо – 4,7 %, о. Хонсю – 1,62 %, Аляска – 2,68 %.

Рис. 2. Изменения выживаемости рыб разных поколений в течение морского периода жизни и уловов кеты в разных районах Сахалино-Курильского региона

В последующие годы характер изменения уловов стал иным, они то уменьшались (2011–2012 гг.), то увеличивались (с 2013г.). Из этого следует, что потенциал заводского разведения на данном этапе его развития использован полностью. Наряду с таким мощным фактором формирования запасов этого вида как заводское разведение существенные коррективы в этот процесс стали вносить условия среды.

Состояние запасов горбуши

После падения уловов горбуши в первой половине 1980-х годов, особенно по линии четных лет, в последующем начался период увеличения уловов с одновременным укрупнением рыб в возвратах, что явилось следствием сложившихся в океане исключительно благоприятных условий для воспроизводства этого вида лососей. Наиболее заметные приросты численности горбуши произошли на стыке 1980-1990-х гг. и в середине первого 10-летия XXI века, что совпало с изменениями климатических режимов в океанских водах, зафиксированных рядом исследователей. Уловы в последние годы были не только рекордно высокими, но и характеризовались относительной стабильностью (рис. 3). На этом фоне их падение в 2015 г. выглядит случайным, но это не так.

В среднем за многие годы 1-е место по величине уловов занимал юго-восточный Сахалин, затем следовал о. Итуруп. Заливы Анива и Терпения делили 3-4 место, далее следовал северо-восточный Сахалин и оставшиеся районы (Кунашир, северо-западное и юго-западное побережья Сахалина). В последние годы заметно увеличивается доля уловов в северных районах. В начале этого века были зафиксированы изменения в популяционной структуре горбуши на о. Кунашир, за которыми последовало резкое снижение численности рыб этого стада.

Рис. 3. Динамика уловов горбуши в Сахалинской области в нечетные (1) и четные (2) 1970-2015 гг.

Подобные изменения были замечены у горбуши на о. Итуруп и в зал. Анива, которые также привели в последующие годы к сокращению численности рыб этих стад (рис. 4). И, наконец, начавшиеся такие же изменения у горбуши на восточном побережье Сахалина дали основания предположить, что география этого негативного процесса стала расширяться в северном направлении. В 2015 г. последовало резкое сокращение численности горбуши на юго-восточном побережье Сахалина. В меньшей степени этот процесс пока затронул залив Терпения и еще в меньшей степени – северо-восточное побережье острова.

Как видим, происходящие изменения требуют разработки мероприятий по сохранению запасов горбуши.

Результаты лососевой путины 2015 года оказались ниже ожиданий.

По данным Сахалино-Курильского территориального управления, горбуши и кеты выловлено в целом 87,68 тыс.тонн, что в два с лишним раза ниже уровня 2013 года.

Примечателен тот факт, что кеты выловлено 40,33 тыс.тонн – примерно в пределах рекомендованного наукой объема добычи (47,46 тыс.тонн), а объем вылова горбуши составил 47,356 тыс.тонн, что почти в 3 раза ниже рекомендованного объема (145,7 тыс.тонн).

Каковы же причины сложившейся ситуации, почему объем вылова горбуши резко снижен по отношению к 2013 году?

На сегодняшний день нет однозначного мнения на этот счет.

Различные мнения рыбаков, науки, общественников по причинам "провала" вылова горбуши и послужили проведению сегодняшних парламентских слушаний.

О возможных причинах отклонения фактических объемов добычи горбуши от прогнозируемых в 2015 году сегодня мы узнаем от руководителя сахалинской отраслевой науки, а также других выступающих.

По оценке специалистов агентства по рыболовству Сахалинской области, причиной слабых подходов горбуши стала высокая смертность ее поздней формы в морской период жизни.

А, например, по мнению ученого, ихтиолога Александра Шубина, которое, кстати, сходится с мнением ряда рыбаков и представителей общественности, причиной резкого снижения численности горбуши является длительное ограничение заполнения ее нерестилищ по принципу нормы, и перелов, в результате чего запас рассматриваемого поколения сахалино-курильской горбуши, очевидно, и был подорван.

Свой вывод ихтиолог обосновал следующими аргументами.

В основном горбуша не подошла именно в те районы, где наиболее часто регулируют пропуск производителей в реки и где действуют заводы по искусственному выращиванию лососевых.

Рис. 4.Информация по объемам выловы горбуши и кеты за период с 2001 по 2015 годы.

В результате сложившейся практики заполнение большинства нерестовых рек осуществляется по норме 2 или 2,2 экз/м², и все, что в нерестовые реки может зайти сверх этого, разрешено к изъятию. Однако на самом деле при заполнении рек по указанной норме они недозаполняются, а на рыбоучетных заграждениях изымаются как раз те производители, которые должны были бы обеспечить оптимальное заполнение.

Величина 2 экз/м² до настоящего времени не закреплена никакими нормативными документами.

И в практику должно быть введено понятие "оптимум" заполнения нерестилищ, только при достижении которого и обеспечивалась бы максимально высокая продуктивность и численность лососевых стад, а также размер их вылова. Ученый считает, что на реках с хорошим качеством нерестилищ оптимум их заполнения в 1,5-3 и более раз может быть выше принятой нормы заполнения, а на водотоках с низким качеством нерестилищ оптимум может быть и ниже нормы заполнения.

Используя данные сотрудников СахНИРО А.Антонова и Ким Хе Юна, которые смогли установить значения оптимума заполнения нерестилищ горбуши для всех рек залива Анива, Шубин приводит результаты мониторинга степени заполнения нерестилищ, исходя из расчетного оптимума и количества учтенных производителей горбуши в реках Сахалинской области в 2011-2013 годах (по официальной информации ФГБУ "Сахалинрыбвод", опубликованной на сайте организации).

Анализ этих данных показал, что лишь две реки из 90 обследованных в 2011 году действительно были заполнены по оптимуму или близко к нему, все остальные реки были недозаполнены. В 2012 году оптимальное заполнение было зафиксировано только на 13 реках из 90, а в 2013 – только на 9 из них.

Таким образом, по мнению ученого, последние годы нерестовые реки Сахалино-Курильского региона заполняются обычно значительно ниже оптимума даже в районах с высоким качеством нерестилищ, то есть регулярно недозаполняются. А наиболее крупные и важные нерестовые реки заполняются даже ниже нормы. В результате и уровень воспроизводства, и его стабильность очень низки. Поэтому численность горбуши Восточного Сахалина упала до столь низкого уровня.

При этом он считает, что надежда на восстановление численности горбуши есть, с учетом сохранившихся ее обширных нерестилищ высокого качества.

И одной из мер, способствующей снижению нагрузки на имеющиеся запасы горбуши является сокращение морских неводов и отказ от речных промысловых участков.

На вопрос об отношении к практике перегораживания рек РУЗами до начала массовых подходов лососевых и возможных альтернативных способах борьбы с заморами и регулирования промысла ученый ответил, что "страшны не сами рыбоучетные заграждения, а то, как и когда эти РУЗы используются. Заморы в нашей области происходят крайне редко, ведь должны совпасть сразу несколько факторов – обмеление рек, низкое содержание кислорода в воде и т.д. Но одними наблюдениями за состоянием рек во время путины не обойтись. Лучший способ профилактики возможных заморов - это точный прогноз. Если рыбаки наверняка будут знать о возможности больших подходов, то они смогут подготовиться и к изъятию излишнего объема лососевых. Аналогичный взгляд на Рузы имеет и уважаемый ученый Александр Каев.

О перелове, допускаемом на Сахалине в последние годы и истощении лососевых ресурсов, а также "перелове" за счет создания рыбопромысловых участков на нерестовых реках и низкий уровень заполнения нерестилищ в предыдущие годы в числе причин неудавшейся лососевой путины 2015 года называют также такие общественные объединения как "Экологическая вахта Сахалина", "Ассоциация рыбопромышленников Смирныховского района", "Клуб рыбаков-любителей "Сахалин-Курилы". Они не поддерживают установку РУЗов на нерестовых реках и убеждены в том, что неизбежное снижение заполнения нерестилищ в результате промышленного лова лосося в реках приведет к уменьшению выхода молоди лососевых и, как следствие, к сокращению рыбных запасов.

Однако свое мнение в части целесообразности запрета на установку РУЗов в нерестовых реках высказывают представители Ассоциации рыбопромышленников Сахалина.

Увеличение численности горбуши возможно только при оптимальном заполнении нерестовых рек производителями, а для этого необходим механизм для учета и регулирования заходящей в реки рыбы.

Учет производителей в нерестовой реке путем обследования, в сроки до середины августа, довольно неточен, так как:

- во-первых, рыба еще не вышла на нерестилища, а в большинстве случаев прячется под затененными берегами и отстаивается по ямам, и такой учет является не точным, в тоже время, обследование необходимо проводить регулярно до самых верховьев, в условиях бездорожья и регулярных паводков, что при низкой численности профессиональных ихтиологов и большом количестве нерестовых водоемов, практически нереально.

- во-вторых, стоит пройти даже небольшому дождю, как вода в реках поднимается и становится мутной и учет в такой воде, также практически невозможен.

Поэтому, по мнению членов Ассоциации, альтернативы стационарным рыбоучетным заграждениям для учета заходящих в реке производителей лососевых – нет.

Указанные представители сегодня находятся в зале и, надеюсь, сами выскажут свои аргументы и предложения по снижению негативного влияния на уровень лососевых ресурсов области.

Одним из значимых факторов, повлиявших на уровень лососевых ресурсов, является браконьерство. И если в советское время несанкционированное изъятие лососей было по большей части бытовым (то есть с целью личного потребления), то с 90-х годов браконьерство приняло промышленный характер. Нынешний браконьерский промысел направлен в основном на заготовку икры и пресечении возможности реализации незаконно добытого продукта послужит сокращению уровня "вырезки" лососевых. К сожалению, малый штат федеральных инспекторов, низкий уровень зарплат, опасный режим деятельности не позволяет должным образом вести охрану. Вдобавок, охрана поручена двум ведомствам: в море - Федеральной пограничной службе, на берегу – Рослыболовству. Здесь свои предложения по снижению уровня браконьерства, эффективности борьбы с ним хотелось бы услышать от этих структур и силового блока.

Вместе с тем, запрещая незаконный лов, мы должны дать возможность нашим гражданам ловить лосося самостоятельно. О проблемах любительского рыболовства, надеюсь, скажет Диденко С.Ю.

Истребление рыбы морским зверем, регулирование численности которого государством не осуществляется уже давно является также фактором, негативно влияющим на запасы лососевых. В последние десятилетия заготовкой нерпы и других морских млекопитаюших, кормяшихся лососем, никто не занимается, только рыбаки ведут отстрел на неводах. И надеюсь, сегодня также прозвучит предложение о механизме регулирования морского зверя.

Устойчивый промысел лососей позволяет развиваться рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям. В последнее время улов тихоокеанских лососей перерабатывается на берегу. Это, в свою очередь, стимулирует расширение береговой переработки. Сегодня береговые мощности, расположенные в области, позволяют ежегодно перерабатывать весь улов тихоокеанских лососей и других видов рыб, добытых рыбаками прибрежного лова.

Поэтому восстановление и сохранение популяции тихоокеанских лососей является стратегически важной экономической и социальной задачей на ближайшие годы.

С целью восполнения ресурса тихоокеанских лососей в Сахалинской области осуществляется создание рыбоводных заводов по искусственному воспроизводству мальков тихоокеанских лососей.

По оценке ФГУП "СахНИРО" промысловый возврат в результате деятельности лососевых рыбоводных заводов ежегодно составляет около 28 тыс. тонн кеты и 34 тыс. тонн горбуши. Существенная часть объемов возврата осваивается предприятиями этого типа.

В области действую 42 рыборазводных завода по искусственному разведению тихоокеанских лососей, из которых 11 государственных и 26 частных. Ежегодный выпуск молоди – более 800 миллионов штук, из них 530 кеты и 270 горбуши.

Оценки науки по эффективности рыбозаводов – до 30 процентов горбуши и до 90% кеты обеспечены деятельностью лососевых рыбоводных заводов.

На перспективу прорабатываются планы о строительстве еще 16 новых лососевых рыбоводных заводов на территории Сахалинской области. Все планируемые рыбоводные заводы ориентированы на воспроизводство кеты, как вида, обеспечивающего относительно гарантированный промысловый возврат по сравнению с горбушей.

Правительством Сахалинской области в рамках госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года осуществляется государственная финансовая поддержка развития действующих рыбоводных предприятий, и стимулирование строительства новых рыбоводных заводов. Кроме того, предусмотрена финансовая поддержка субъектов бизнеса, стимулирующая обновление рыбопромыслового флота и перерабатывающих мощностей.

Вместе с тем эффективное развитие отрасли сдерживается рядом проблем, свойственных для всех российских регионов (высокая степень износа рыбодобывающего флота, низкий уровень развития собственной рыбоперерабатывающей промышленности, высокий уровень розничных цен на местную рыбопродукцию), а также наличием негативных факторов, характерных именно для Сахалинской области, с учетом ее географических и климатических особенностей.

Для решения указанных проблем, а также для создания высокотехнологичного рыбопромыслового флота и обеспечения эффективного развития прибрежной инфраструктуры требуется принятие мер на федеральном уровне, в том числе за счет внесения изменений в законодательство, регулирующее вопросы развития рыбопромышленного комплекса.

Предложения Сахалинской области по решению важных проблемных вопросов были озвучены Губернатором Сахалинской области О.Н.Кожемяко и обсуждены на заседании президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 года. В числе указанных предложений были озвучены и предложения по совершенствованию федерального законодательства в части сохранения и восстановления водных биологических ресурсов (думаю, все заинтересованные стороны знакомы с этими предложениями).

Кроме того, в ноябре 2015 года в проводимых ГД РФ парламентских слушаниях на тему "Совершенствование законодательной базы как основы государственного регулирования рыбохозяйственной отрасли в целях обеспечения национальной безопасности" принял участие представитель Правительства Сахалинской области в Москве, который внес ряд предложений, касающихся совершенствования законодательства.

Одно из таких предложений – необходимость разграничения полномочий по регулированию развития прибрежного рыболовства.

Было предложено, при организации хозяйственной деятельности в прибрежных регионах поручить управление промыслом в прибрежной зоне моря губернаторам через Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, определенные Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Ресурсный потенциал прибрежной зоны моря также должен закрепляться за субъектом, включая научное сопровождение, к которому относится изучение запасов, рекомендации по режиму и способу изъятия водно-биологических ресурсов из естественной среды, временные границы и объёмы.

Централизованный, ведомственный подход к регулированию хозяйственной деятельности в береговой зоне привел к деградации прибрежного многоцелевого промысла водных биоресурсов малым флотом. Объекты вылова, востребованные населением, или в былые времена, используемые для выпуска технической продукции, просто сбрасываются в море, во избежание ответственности за незаконный вылов.

Была подчеркнута целесообразность объединить охрану лесов и водных биоресурсов в реках за региональными властями.

Кроме этого, озвучены проблемы в части текущих условий формирования морской аквакультуры в дальневосточных морях России. Уже на первом этапе создания законодательной базы, регламентирующей деятельность в аквакультуре, были приняты и закреплены законодательно ряд управленческих решений, усугубляющих и без того непростую ситуацию с искусственным выращиванием гидробионтов, делающих это направление деятельности малоперспективным, зарегулированным.

Федеральным законом "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена жесткая централизация управления. Опыт стран-лидеров в аквакультуре показывает, что в этом секторе наиболее эффективно работает система региональных специализированных управленческих структур, способных учесть природно-экологические, экономические и социальные особенности регионов. Степень реализации продукционного потенциала прибрежных акваторий напрямую зависит от роли, которую будут играть региональные структуры управления в формировании базовых условий деятельности для предприятий этого профиля.

Для решения этой проблемы предложено произвести законодательное разграничение полномочий между различными уровнями исполнительной власти в части культивирования прибрежных водных биоресурсов и управления промыслом как минимум в 6-ти мильной зоне.

Вышеупомянутый закон сталкивает интересы добывающих предприятий и хозяйств аквакультуры, поскольку предусматривает использование морских участков либо в рыбопромышленных целях (рыбопромысловый участок), либо в целях аквакультуры (рыбоводный участок). Это снижает эффективность использования прибрежных морских акваторий, не позволяя в полной мере реализовать продукционный потенциал морских участков, а также диверсифицировать экономику предприятий.

Особенно остро данная проблема стоит у нас в Сахалинской области, где практически вся прибрежная зона распределена между предприятиями, осуществляющими добычу тихоокеанского лосося. Непосредственно сама добыча лосося осуществляется 2-3 месяца в году и на ограниченном пространстве – до 5% от общей площади морской акватории, находящейся в пользовании рыбодобывающего предприятия. Остальная часть акватории участка не используется.

Таким образом, большую часть года практически на всей прибрежной акватории Сахалинской области фактически существует необоснованный запрет на экономическую деятельность. В результате недоиспользования биопродукционного потенциала прибрежных морских акваторий констатируется ежегодное недополучение значительных объемов продукции.

Еще одна необоснованная норма содержится в п. 10 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2014 года № 1183 "Об утверждении Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками", где регламентировано: "Определение границ рыбоводного участка площадью более 300 гектаров допускается на основании положительного решения Минсельхоза РФ, принятого в установленном им порядке".

Это яркий пример избыточного регулирования хозяйственной деятельности. При этом данная величина субъективна, поскольку экономически не просчитана и будет препятствовать достижению рентабельности производства.

Было бы верным позволить региональной власти, в качестве эксперимента, подготовить и после согласования с федеральными органами реализовать местное регулирование промысла в прибрежной морской зоне на основе Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, до 2018 года.

По обозначенным проблемам в областную Думу при подготовке к настоящим Парламентским слушаниям обратилась Ассоциация рыбопромышленников Сахалина (АРС) с предложением инициировать внесение соответствующих изменений в Постановлении Правительства РФ № 1183 с установлением положения о возможности многоцелевого использования рыбопромысловых участков путем внесения дополнений в договор пользования РПУ по инициативе пользователя.

Кроме того, АРС обращает внимание на опыт США и Японии, который показывает эффективность организации регулирования и контроля рыболовства в 5-12 мильной прибрежной зоне со стороны властей штата и губернаторства, либо префектуры. Излишняя централизация управления и нерасторопность государственных федеральных служб мешают оперативному регулированию промысла и принятию срочных решений.

Члены Ассоциации поддерживают необходимость передачи части полномочий Росрыболовства в прибрежные субъекты, включая и создание муниципальной рыбоохраны, дирекции рыбоводных заводов при Правительстве области с передачей ей государственных ЛРЗ в управление.

Кроме этого, на Парламентских слушаниях в Госдуме озвучены предложения Сахалинской области, касающиеся поддержки вновь создаваемых рыбоводных заводов в части предоставления им налоговых льгот.

Необходимо отметить также, что вопрос по внесению изменений в Лесной кодекс РФ в части использования лесов для размещения объектов инфраструктуры с целью осуществления рыболовства, инициированный в 2014 году областной Думой в виде законодательной инициативы, в настоящее время продвигается Правительством РФ.

По информации профильного комитета Госдумы указанный законопроект разработан Минприроды России и в настоящее время проходит экспертизу в Минюсте, после чего, при наличии положительного заключения Правительства РФ, будет внесен в Госдуму.

Миф, с которого я начал свой доклад, благодаря сверхъестественным силам, закончился благополучно. Люди получили хороший урок и стали осторожными, сохраняя лососей и передавая урок потерянного лосося следующим поколениям.

К сожалению, а, может быть и к счастью, у нас отсутствуют сверхъестественные силы, поэтому только наши совместные усилия и воля помогут в сохранении и восстановлении лосося.

P.S. Материал подготовлен депутатом Сахалинской областной думы Александром Болотниковым к прошедшим парламентским слушаниям, итоги их можно прочитать здесь https://www.sakhalin.info/fishing/114855

comments powered by HyperComments