28 февраля 2018

С большой долей вероятности

Аналитический обзор

> Михаил Смирнов

Как явствует из русской мифологии, земля держится на трёх китах. Так вот, экономика Сахалинской области вполне соответствует данной схеме. Наши три кита это нефтегазовый, угледобывающий и рыбопромышленный комплексы. Именно они в основном и выдают продукт, который пользуется спросом на рынках. При всём уважении к другим отраслям, они являются лишь сервисными — обеспечивают логистику добычи и поставки продукции на рынки, в том числе и международные, а также по мере возможностей — комфортное существование людей, которые этой добычей и поставками занимаются.

Фото angi.ru

Газовый вектор

Экономические прогнозы последних лет, как правило, носят пугающий характер. В самом деле, говорить о стабильности в современном мире можно только с очень большой натяжкой. Однако пища и энергия людям будут нужны всегда, и в этом залог устойчивости экономики нашего региона. По крайней мере, макроэкономики.

И прогноз в этом плане по области на 2018 год довольно благоприятен. Если не случится ничего экстраординарного.

В частности, по оценке специалистов объём валового регионального продукта продолжит прирост. Пусть не намного, но всё же стагнации не предвидится. В 2020 году объем ВРП по базовому варианту возрастёт по сравнению с 2017 на 11,4%, по консервативному варианту - на 7 %.

Правда, в последнем случае в сопоставимых ценах он может снизиться на 3,5%. Это будет обусловлено сокращением объёмов производства в нефтегазовом секторе области.

Но здесь ничего страшного не происходит. В нефтегазовом секторе всё идет по очень долгосрочным планам, и если отмечено, что в 2018 году произойдёт некоторое снижение добычи нефти, то это было запланировано ещё лет пять назад. Зато добыча газа, опять же планово - будет расти.

К концу 2020 года объём добычи газа прогнозируется довести до 30,26 миллиардов кубометров (рост к уровню 2016 года на 2,4%). Эти проценты дадут проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-3».

Да и дальнейшие перспективы очень хорошо просматриваются. Ресурсы природного газа у нас велики.

Однако вот с логистикой и инфраструктурой его доставки потребителям ещё предстоит поработать – именно это пока и сдерживает ускоренный рост добычи.

Но, например, продолжается работа по реализации проекта строительства 3-й технологической линии завода СПГ, в том числе продолжаются обсуждения поставок газа с представителями проекта «Сахалин-1». И, вроде бы, стороны близки к некому соглашению.

Предполагается, что после завершения мероприятий по предварительному проектированию (FEED), ориентировочно в конце 2018 года – I квартале 2019 года, будет принято окончательное решение об инвестициях по проекту. Тогда, наверное, и 40 миллиардов кубометров в год не будет пределом.

Конечно, многое будет зависеть от мировых цен на нефть, к которым привязан и газ. Например, в 2016 году мировые цены на сырую нефть по отношению к 2015 упали на 27,2%, на сжиженный природный газ - на 43,7%. Это, конечно вымыло у компаний, да и у области в целом, серьёзные инвестиционные ресурсы.

И потому, рассчитывая бюджет Сахалинской области на перспективу, финансисты исходили из следующих цен на нефть: 49,9 доллара за баррель в 2017 году, на 2018 год – 43,8, на 2019 - 41,8 доллара за баррель.

Но с осени прошлого года стоимость эталонной североморской нефти Brent на спот-рынке начала расти. 12 декабря впервые за два с половиной года она поднялась выше уровня 65 долларов за баррель, а к концу года до 67 долларов за баррель - впервые с мая 2015. И теперь стоимость барреля периодически превышает 70 долларов.

Конечно, какие-то глубокие прогнозы по колебанию цен на этом рынке делать глупо, но с большой долей вероятности у наших компаний появятся дополнительные инвестиционные ресурсы. Как, впрочем, и в областном бюджете, о котором в конце прошлого года было столько переживаний из-за перераспределения доходов от СРП между регионом и федеральным центром.

Открытым способом

Что касается угля, то его у нас тоже очень много. Оценочные запасы – 14 миллиардов тонн до отметки минус 300. Но на такие глубины за ним пока никто не пойдёт – невыгодно, поэтому его добыча ведётся открытым способом. И идёт довольно активно. В целом уровень советских времён уже достигнут и даже превышен. А с учетом того, что уголь всё больше заменяется газом, то всё больше твердого топлива отправляется на экспорт. По предварительному прогнозу, экспорт угля увеличится с 5 миллионов тонн в 2016 году до 7,5 миллиона тонн в 2020 году.

А затем, будем надеяться, «Восточная горнорудная компания» реализует свой проект строительства угольного конвейера и нового порта. Все условия, в принципе, для этого созданы. Углегорский городской округ даже включён в состав «Свободного порта Владивосток». И глава «ВГК» Олег Мисевра в многочисленных интервью последнего времени по этому поводу полон оптимизма. Рынок есть, уголь востребован, только работай.

И, кстати, вторая по величине угледобывающая компания «Горняк-1» в прошлом году перевела добычу за планку в 1 миллион тонн твёрдого топлива, на чём останавливаться не собирается.

Учтём цикличность

Вокруг рыбных ресурсов у нас ходит много мифов. Но связаны они прежде всего с лососем, которого в прошлом году к островам подошло мало. А потому общие результаты года оказались хуже позапрошлогодних - 619 тысяч тонн водных биоресурсов против 738 тысяч тонн рыбы и морепродуктов.

Из-за этого возникла большая паника. Стали говорить вообще об уничтожении сахалинского стада горбуши и даже о гибели рыбной промышленности острова в целом.

Все это, конечно, перебор. В отношении лососевых давно замечено, что их стада постепенно смещаются к северу. Это подтверждают в Японии, где, несмотря на отсутствие браконьерства и развитое лососеводство, горбуша стала редкостью. А вот на Камчатке в прошлом году были рекордные уловы. Куда пойдёт лосось в этом году сказать трудно, но про данный тренд забывать не следует.

Кроме того, не стоит забывать и о цикличности рыбного промысла вообще. Для пруда, где водятся караси, она, конечно, не столь заметна, а вот для океана – очень проявлена. Скажем, в 1972 году вылов лососевых во всем Дальневосточном регионе составил всего 34,5 тысячи тонн, зато в 2009 году он оказался рекордным – 542,2 тысячи тонн. Сейчас уловы пошли на спад, и, очевидно, нынешний цикл продлится не один год.

Зато теперь начинается другой цикл – к островам подходит всё больше скумбрии и сардины-иваси. На ближайшие годы наука даёт вообще фантастические цифры. Комплексные исследования в северо-западной части Тихого океана позволили оценить биомассу сардины и скумбрии на уровне нескольких миллионов тонн.

Предполагаемый годовой вылов скумбрии отечественными судами может составить 130 тысяч тонн, сардины иваси — 60 тысяч тонн, да и сайра ещё не завершила свой цикл - в 2018 году вылов сайры предприятиями рыбохозяйственного комплекса в районе Южных Курильских островов может составить более 116 тысяч тонн.

Но тут, конечно, нужна перестройка всей системы промысла, технологий переработки и путей сбыта. Ловить иваси – это не на берегу с неводом сидеть. И на Курилах уже активно строятся и реконструируются рыбоперерабатывающие мощности. Одним из перспективных направлений по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью является строительство заводов с новыми технологиями по утилизации жирных отходов рыбопереработки в полностью замкнутом, экологически безопасном режиме. На выходе получится высококачественная рыбная мука, которая пользуется спросом на мировом рынке, и пищевой рыбий жир с высоким содержанием комплексов «Омега» 3 и 6.

Думается, никакого краха отрасли нет, просто каждые 20 лет ей придётся перестраиваться на очередной цикл.

А ведь есть ещё и традиционно стабильные объекты промысла: минтай, треска, сельдь, камбала, навага, терпуг, к которым добавляется мойва, бычок, окуни, корюшка малоротая, трубач, спизула, корбикула, кукумария, морской гребешок, морской ёж и бурые водоросли…

Словом, 700-800 тысяч тонн водно-биологических ресурсов в год от наших рыбаков можно ожидать совершенно спокойно.

Если верить цифрам, то большая половина всей морепродукции реализуется в России. За рубеж уходит чуть более 300 тысяч тонн. Эксперты считают, что к 2020 году этот показатель составит 350 тысяч тонн.

Фото Игоря Карпука, «Сахалин P.S.»

Вложения в море

То есть, с основными нашими отраслями дела обстоят вполне благополучно.

Хотя, конечно, здесь есть немало недоработок, особенно в рыбной отрасли. В частности, для более активного развития прибрежного рыболовства (т.н. шестимильная зона) нужны изменения в законодательство для обеспечения возможности выхода в море в тёмное время суток для маломерного флота; необходимо принятие строгого регламента применения рыбоучётных заграждений для вылова тихоокеанских лососей на базовых реках лососевых рыбоводных заводов; необходимы решения на федеральном уровне вопросов предоставления в пользование рыбоводных участков без проведения торгов для действующих рыбоводных предприятий и об использовании для аквакультуры акваторий рыбопромысловых участков.

Предстоит ещё поработать над созданием в порту Корсаков, который также действует в режиме «Свободный порт Владивосток», логистического центра, осуществляющего обслуживание судов рыбопромыслового флота, переработку и хранение продукции из водных биологических ресурсов и отгрузку её в регионы России и на экспорт, в том числе и посредством электронных торгов.

Впрочем, место под проект уже выделено - южная часть морского порта Корсаков вблизи причального фронта совокупной площадью земельных участков 7,1 га. Ввод в эксплуатацию всего промышленного кластера намечен в 2020 году.

Оптимистичный прогноз

Стоит особо отметить, что с созданием в области трёх территорий опережающего социально-экономического развития («Горный Воздух», «Южная», «Курилы»), а также с введением режима «Свободный порт Владивосток» оживилась инвестиционная активность, в том числе и частного капитала – причём как непосредственно в местах действий особых налоговых режимов, так и вне их.

Например, в Невельске недавно введён в эксплуатацию завод по глубокой переработке краба и морепродуктов. У компании, основавшей этот завод, есть собственный флот, поэтому тут работают не только с крабом, но и с терпугом, трубачом, окунем, кальмаром.

Неподалёку от города строят современный тепличный комплекс площадью 3,5 гектара. Первый урожай овощей здесь планируют собрать через несколько месяцев.

Продолжается и развитие совхоза «Тепличный» (но уже в рамках ТОСЭР). Птицефабрика «Островная» наращивает мощности по производству мяса птицы, то же самое в отношении перепелов делает крестьянско-фермерское хозяйство «Остров».

За экватор перевалило строительство крупных молочно-товарных ферм с собственной переработкой в Анивском и Корсаковском районах, возрождается животноводство на севере острова. Компания «Мерси-Агро» завершает проект создания мощнейшего свинокомплекса на 62 тысячи голов. В сельском хозяйстве у нас вообще, как известно, идут серьёзные подвижки.

Активизировались и другие отрасли. В этом году в окрестностях Южно-Сахалинска вступит в строй мини-завод по производству СПГ. На финишную прямую выходит строительство первой очереди СахГРЭС-2.

В строительном комплексе запланирована реализация инвестиционного проекта по созданию домостроительного комбината по выпуску сборных железобетонных изделий заводского исполнения мощностью 100 тысяч квадратных метров в год. Здесь предполагается применять инновационную технологию безопалубочного формования. А далее здания будут собираться как «лего» по «универсальной домостроительной системе».

Если вам не нравится бетон, то производственный кооператив «Мебель» планирует увеличить мощности действующего производства клеёного бруса с 3000 до 15000 кубометров в год.

На заводе в Комсомольске-на-Амуре строятся два новых железнодорожных парома для переправы Ванино-Холмск. 1 миллиард рублей в этом году будет вложен в перешивку сахалинской железной дороги на материковскую колею.

Понятно, что эта перешивка делается под «мост». Но, откровенно говоря, даже несмотря на то, что инициатором проекта сейчас выступает Владимир Путин, до начала его строительства всё-таки ещё далеко.

Однако сам перевод нашей узкой колеи на широкую даст большой экономический эффект. Например, в среднем на 35 % сократит эксплуатационные расходы, ликвидирует расходы, связанные с перестановкой вагонов в Холмске, то есть снизит стоимость перевозок грузов на направлении Ванино – Холмск примерно на 15%, сократит затраты по ремонту подвижного состава на 12-15% и так далее…

А к концу года на Южные Курилы проведут подводную ВОЛС, и туда наконец-то придёт быстрый интернет.

Ну и, конечно, у Сахалина есть ТОСЭР «Горный Воздух», где развёрнуто строительство множества объектов, в том числе и за счёт частного капитала. Инвесторы планируют вложить в развитие спортивно-туристического комплекса 20 млрд. рублей, 14 млрд. уже подкреплены проектами. Свидетельства о получении статуса резидента ТОР имеют девять компаний, большинство из которых реализуют проекты в непосредственной близости к горнолыжному курорту.

Словом, 2018 обещает быть интересным.

НОВОСТИ

Сахалин и Курилы

17 октября 2018 Сахалин презентовал программу переселения соотечественников для Белоруссии ...>> 17 октября 2018 На Сахалин приедет делегация олимпийских спортсменов ...>> 17 октября 2018 Опубликован региональный список имен-претендентов на название аэропорта Южно-Сахалинска ...>> 16 октября 2018 21 несанкционированную свалку намерен ликвидировать южно-сахалинский департамент городского хозяйства ...>>

Дальний Bосток

16 октября 2018 Резидент территории опережающего развития "Камчатка" инвестировал более 660 млн руб. в рыбную фабрику и модернизацию судов ...>> 15 октября 2018 Около 2,5 тыс. жителей Камчатки лишены права выехать за границу из-за долгов перед энергетиками ...>> 15 октября 2018 Ученые провели во Владивостоке пикет из-за низких зарплат научных работников в регионе ...>> 10 октября 2018 Олег Кожемяко оказался щедр на идеи ...>>

comments powered by HyperComments