2 сентяября 2018

Остров и материк

Дискуссия между мечтой и реальностью

В случае одобрения проекта правительством, строительство транспортного перехода должно занять порядка пяти лет. Соединение Сахалина с материком теперь — тема номер один. Мы собрали мнения людей, которым предстоит в той или иной степени быть задействованными в стройке века, и тех, которым здесь жить.

24 июля 2018 года, Москва, Кремль. Глава Сахалинской области Олег Кожемяко информирует президента Владимира Путина о социально-экономической ситуации в регионе. Ключевой вопрос - о строительстве моста между островом и материком, www.kremlin.ru

Строительство моста на Сахалин обойдется почти в 640 млрд. рублей и может быть завершено уже в 2023 году, сообщили по итогам встречи в Кремле «Ведомости» (Ольга Адамчук)

Оценкой моста правительство занимается уже год. Сам Путин тоже успел не раз сказать о пользе проекта. Так, в июне 2017 г. он заявил, что мост восстановит территориальную целостность страны, поможет организовать движение товаров из Азии в Европу, повысит значимость Транссибирской магистрали. С переходом до Хоккайдо проект получился бы «планетарного масштаба», говорил Путин в сентябре.

Правда, переговоры с Японией идут с трудом, сказал федеральный чиновник.

Сейчас сам мост оценен в 252,8 млрд. руб., но с учетом строительства 585 км железнодорожных путей (однопутной колеи) проект обойдется в 637,5 млрд. руб. (с НДС), следует из материалов РЖД («Ведомости» ознакомились с копиями документов, их содержание подтвердил сотрудник РЖД).

Согласно заданию на проектирование, железная дорога начнется от ст. Селихин Дальневосточной железной дороги, створ перехода через пролив Невельского пройдет по линии мыс Средний материковой части и мыс Погиби на о. Сахалин, завершится на ст. Ныш Дальневосточной железной дороги. Дорогу и мост планируют сделать однопутной и неэлектрифицированной. По-прежнему рассматривается и вариант строительства тоннеля. Проводится предварительная технико-экономическая оценка строительства железнодорожного перехода на Сахалин, стоимость будет рассчитываться на основе объектов-аналогов и результатов проектирования, сказал представитель РЖД.

В мае РЖД и Институт экономики развития транспорта (ИЭРТ) не нашли экономической целесообразности в строительстве моста на Сахалин. Согласно протоколу совещания у замминистра транспорта Алана Лушникова («Ведомости» ознакомились с копией документа), на котором обсуждались выводы, ИЭРТ прогнозировал грузопоток в сообщении с о. Сахалин в размере 8,5 млн. т. А для обоснования проекта необходимо более 18-20 млн. т ежегодно, рассказывал «Ведомостям» близкий к РЖД человек.

Но уже в июне РЖД пришла к выводу, что грузопоток можно увеличить до 46,9 млн. т, сказано в материалах РЖД. Дополнительные грузы (23,4 млн. т с Восточного полигона, до 10 млн. т угля из Монголии и Казахстана и до 5 млн. т контейнеров) можно привлечь при строительстве глубоководного порта на Сахалине.

Проект воспринимается как политический, поэтому будет реализован вне зависимости от того, есть ли в нем действительно экономический смысл, уверен федеральный чиновник. Мост удобно предъявить, к тому же он нужен жителям острова, продолжает он. Согласно материалам РЖД, начать строительство можно в 2019 г., а завершить – уже в 2023 г.

Строительство моста на Сахалин будет сложнее Крымского, считают опрошенные «Ведомостями» строители. Часть площадок расположены в зоне вечной мерзлоты, а участок перехода пролива Невельского расположен на континентальном шельфе с особыми условиями проведения изыскательных и строительных работ, описываются особенности в материалах РЖД. К тому же завозить строителей для работы вахтовым методом придется издалека и вертолетами, что увеличит стоимость работ.

Реализовать проект могла бы компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая сейчас занимается строительством Крымского моста, сообщало Bloomberg и подтверждали чиновники. Представитель Ротенберга сообщил «Ведомостям», что, пока нет проекта строительства, говорить об участии компании в нем преждевременно.

В долгосрочной программе развития РЖД не заложен прирост казахских и монгольских грузов, говорит сотрудник компании – одного из крупнейших грузоотправителей. Грузы на Сахалин могли бы поступить из Хакасии и Кузбасса, и, чтобы их привезти, необходимо развивать БАМ – Транссиб, которые сейчас и так работают на пределе провозной способности. С учетом этого стоимость проекта не может быть меньше 1 трлн. руб., продолжает он. Эту цифру подтверждает близкий к совету директоров РЖД человек.

Мост на Сахалин – это нереальная затея, считает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Суммарный оборот грузов Сахалина сегодня – примерно 10 млн. т, и увеличить его не получится. Нерентабельно через остров экспортировать и уголь из Монголии и Казахстана. А торговля Сахалина с материком укладывается в существующий контейнерный трафик, к тому же жители Сахалина (около 500 000 человек) ориентированы в основном на товары японского и китайского производства. А если власти хотят развивать туризм, то было бы полезнее субсидировать авиаперевозки, говорит Безбородов.

В последние годы публичный интерес к мостам на Сахалин и в Японию оживлялся к ВЭФу или переговорам с Японией. Сегодняшний ажиотаж связан, очевидно, с тем, что о мостах говорит президент. Это может свидетельствовать о принятом политическом решении, а может – и о поднятии ставок на переговорах с Японией. Или хотя бы о поднятии настроения, пишут «Ведомости».

Крымский мост. ООО «Стройгазмонтаж» Ротенберга было генподрядчиком проекта. Стоимость моста – 227,9 млрд. руб. Евгений Разумный / Ведомости

Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области:

— Прежде всего, мост позволит удешевить доставки на остров, ведь сегодня до 30 процентов доходит "прибавка" к стоимости ввозимых материалов и всех комплектующих. Новый транспортный коридор даст и удешевление стоимости жизни островитянам, и снизит стоимость потребительской корзины. Паромная переправа Ванино — Холмск осуществляет и грузовые, и пассажирские перевозки уже почти 45 лет, но из-за сложных погодных условий частенько возникают перебои. Да и растущие потребности Сахалина ни паром, ни авиация уже не могут удовлетворить. Конечно, мост - дорогое удовольствие. Причем серьезные затраты планируются не столько по территории островного региона, сколько из Хабаровского края, где нужно будет пройти 500 километров пути непосредственно в районе БАМа. Он оживит эту магистраль. Кроме того, этот инфраструктурный проект важен не только региону, но и всей России, так как решит глобальную задачу пространственного развития. Не стоит забывать, что Сахалин - это остров пяти незамерзающих портов, которые дают возможность России прорубить еще одно окно в Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому мост позволит обеспечить доступ к незамерзающим, близко расположенным к странам АТР гаваням.

(Источник: «Российская газета»)

Николай Балаба, главный инженер проекта по переходу через пролив Невельского, институт «Гипростроймост», Москва:

— В настоящее время мы сотрудничаем с Дальгипротрансом, разработчиком основных проектных решений по строительству железнодорожной линии Селихино (Хабаровский край) - Ныш (Сахалинская область) с переходом через пролив Невельского. Первая стадия проектирования должна дать ответ о виде перехода: будет разработано несколько вариантов мостового и как минимум один — тоннельного. Это позволит провести технико-экономическое сравнение. Согласно календарному графику генерального проектировщика Дальгипротранса, решение должно быть готово в конце 2019 года. В техническом задании на проектирование прописан объем грузоперевозок. Эти цифры могут серьезно лимитировать тоннельный вариант. Если на мосту мы обойдемся тепловозной тягой, то для тоннеля понадобится электричество. Логично сравнивать не только расходы на строительство, но и дальнейшую эксплуатацию, а у тоннелей она существенно выше, хотя сама стройка дешевле. В пользу тоннеля - повышенная сейсмичность региона, суровые ледовые нагрузки, судоходство.

(Источник: «Российская газета»)

САМЫЕ ДОРОГИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИ

Автодорога Москва – Санкт-Петербург (М11).
Стоимость - 450 млрд. руб. Начало и окончание строительства 2008-2018 гг.

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
Стоимость - 313,4 млрд. руб. Начало и окончание строительства 2015-2020 гг.

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – Красная Поляна.
Стоимость - 285 млрд. руб. Начало и окончание строительства - 2009-2013 гг.

Мост через Керченский пролив.
Стоимость - 227,9 млрд. руб. Начало и окончание строительства 2015 г. – май 2018 г.

Московское центральное кольцо (реконструкция).
Стоимость - 130,3 млрд. руб. Начало и окончание строительства – 2012-2016 гг.

vedomosti.ru

Александр Ивашов, зампредседателя Сахалинской областной думы:

—Такого рода масштабные стройки — это локомотивы экономики, в том числе региона. Мы поддерживаем этот проект. Для нас, сахалинцев, это приятная новость и хороший экономический задел на среднесрочную перспективу. Конечно же, строительные технологии идут вперёд. Крымский мост показал, что Россия может применять одни из самых современных технологий в мире при мостовом строительстве, и наверняка этот опыт будет учтён при принятии и управленческих, и инженерных решений. Сегодня сложились и политически, и экономически благоприятные условия для реализации проекта. Кроме того, начало строительства создаст дополнительные рабочие места в регионе и придаст импульс строительным компаниям.

(Источник: RT)

Сергей Кудрявцев, проректор по научной работе ДВГУПС, доктор технических наук, Хабаровск:

— Проект перехода с материка на Сахалин имеет большую историю. В 50-х годах прошлого века даже начали стройку, и тогда остановились на тоннеле, обосновывая это большой мощностью слабых грунтов. Толщина иловых отложений в проливе Невельского доходит в некоторых местах до 25-30 метров, а для судоходства полотно моста должно находиться на высоте не менее 30 метров над уровнем моря. То есть потребуются сваи длиной 70-80 метров. Прибавьте сюда климатические факторы: пурга, мокрый снег, обледенение. Все это сделает дороже эксплуатацию моста. Япония для перехода между островами Хоккайдо и Хонсю выбрала тоннель. В любом случае для принятия решения требуется научное обоснование.

(Источник: «Российская газета»)

Алексей Коновалов, сейсмолог, кандидат ф.-м. наук, замдиректора инновационного предприятия ООО «Геофизтех», Южно-Сахалинск:

— Сейсмические воздействия для подземных конструкций ниже, чем для наземных. Ледовая обстановка и погодные условия не оказывают влияния на работу тоннеля, а значит, выше уровень безопасности при эксплуатации. Проблемы мерзлого грунта отпадают. Эффекты разжижения грунтов при сильных землетрясениях не возникнут для подземных сооружений. Вместе с тем я не припомню, чтобы в стране был построен хотя бы один тоннель в 9-10-балльной сейсмической зоне. Нет такого опыта. Некоторые специалисты предлагают использовать европейские строительные нормы, но тогда и строить следует по европейским технологиям и для европейских землетрясений. Но мы живем на Дальнем Востоке России и здесь другая сейсмическая обстановка. В конечном счете я бы выступил за тоннель, но с проработкой вопросов строительных норм и правил с учетом опыта стран с высокой сейсмологической изученностью (Япония, Китай, США, государства Евросоюза). При этом саму конструкцию необходимо оборудовать системами сейсмического мониторинга и виброконтроля.

(Источник: «Российская газета»)

Владимир Санги, нивхский писатель и общественный деятель, Ноглики:

— Считаю важным оградить от негативных последствий строительства моста нивхов, эвенков и другие коренные народы, отрегулировать, чтобы пришлые люди знали, по какой тропе можно ходить, а по какой нельзя. Сахалин маленький, его в одночасье оплюют и истопчут. Что станет с нашей природой? Поэтому начинать строительство можно лишь, создав строгие оградительные меры. Хотя вряд ли наша власть будет этим заниматься. А заниматься этим будут сами нивхи и сахалинское старожильческое население. Люди, которые оставили здесь пятое-шестое поколение и для которых Сахалин — родина, кто сознательно живёт на островах и не собирается отсюда уезжать. Властям хочу сказать, что в первую очередь нужно заниматься людьми, а потом уже рассматривать плюсы для экономики.

(Источник: «Сахалин P.S.»)

НОВОСТИ

Дальний Восток / Сахалин-Курилы

12 декабря 2018 Валерий Лимаренко провел рабочие встречи с председателями правительства и думы Сахалинской области ...>> 12 декабря 2018 Глава Южно-Сахалинска вошел в список лучших мэров России ...>> 12 декабря 2018 Предложения Камчатки о совершенствовании северных льгот рассмотрели в Совете Федерации ...>> 12 декабря 2018 Кандидат глядит с плаката: претенденты на пост губернатора обещают приморцам закон, порядок и светлое будущее ...>> 12 декабря 2018 Владморрыбпорт за 11 месяцев перевалил рекордный за свою историю объем грузов - более 4,2 млн т ...>> 12 декабря 2018 Перенос дальневосточной столицы во Владивосток - имиджевая потеря для Хабаровска - спикер краевой думы ...>> 6 декабря 2018 Рыбацкими проблемами КМНС озаботились в Госдуме ...>>

В мире

12 декабря 2018 «Для нас важно качество надзорной деятельности» - Генпрокурор Юрий Чайка — о противодействии коррупции ...>> 12 декабря 2018 Дмитрий Медведев положился на сильную судейскую руку ...>> 12 декабря 2018 Почему пал главный бастион японского национализма ...>> 12 декабря 2018 Япония планирует переделать вертолетоносцы в авианосцы ...>> 6 декабря 2018 Сбербанк ограничил переводы средств по номеру телефона ...>> 6 декабря 2018 В Китай стало поступать меньше российских уловов ...>> 3 декабря 2018 Под Находкой держат 11 косаток и 90 белух — вероятно, для продажи в Китай. Зоозащитники уверены — это незаконно ...>>

comments powered by HyperComments