11 июня 2016

Любительская рыбалка: перезагрузка

> Наталья СЫЧЕВА, журнал Fishnews
Поддержка и развитие любительской рыбалки стали одним из ключевых направлений проекта «Доступная рыба», который начали реализовывать в Сахалинской области в 2015 году. Прошлым летом, помимо возможности рыбачить на участках лицензионного лова, каждому жителю Сахалина предложили поймать на удочку до трех лососей по специальной путевке. За оформлением разрешительных билетов (патентов) на «три хвоста» можно было обратиться в любой из многофункциональных центров области. Позже в ряде районов острова успешный опыт распространили и на другие традиционные для местных жителей виды рыбного промысла.

Таким образом была предпринята первая попытка отфиксировать и узаконить доселе неконтролируемую добычу объектов «прибрежки» местными жителями уже для потребительских целей, т.е. не только для собственных нужд, но и для дальнейшей продажи на рынках. Первый сезон экспериментального любительского рыболовства дал самый важный результат – уникальный практический опыт. Расширение возможностей для любителей позволило увидеть проблемные моменты, продумать варианты их решения и направления дальнейшего движения.

ОТ ИДЕИ ДО РЫБАЛКИ

В этом году спортивно-любительское рыболовство планируется вписать в контекст пилотного проекта – рыбного промысла в шестимильной зоне Сахалинской области. Суть эксперимента – дать возможность не только предпринимателям, но и рыбакам-любителям беспрепятственно ловить рыбу и беспозвоночных на расстоянии до 10 км от берега.

Эта идея нашла поддержку у главы государства: в марте на встрече с президентом Владимиром Путиным губернатор Олег Кожемяко отметил, что возможности прибрежного рыболовство пока используются не полностью из-за зарегулированности этого вида промысла. Власти Сахалинской области подготовили пилотный проект, который должен позволить местному населению добывать «неодуемые», необлавливаемые объекты в прибрежье. С целью оперативного регулирования этой деятельности при участии Росрыболовства создается межведомственная комиссия.

Планируется, что в шестимильной зоне можно будет осуществлять прибрежное (коммерческое) рыболовство, деятельность в области аквакультуры, а также спортивно-любительское рыболовство, которое в свою очередь объединит два сегмента: рекреационное рыболовство (вид активного отдыха населения) и потребительское рыболовство (самообеспечение домохозяйств и продажа излишков пойманной рыбы и морепродуктов).

Несмотря на общее название – «спортивное и любительское рыболовство», – авторы проекта и эксперты от отрасли, которые привлекаются к проработке экспериментальной концепции, понимают разницу между этими видами рыбалки и стараются максимально учесть все нюансы при подготовке базовых регламентов. Причем работа ведется в активном темпе: уже в июне завершится регламентация основных направлений экспериментальной «прибрежки» для запуска проекта.

БЕЗОПАСНОСТЬ И КОНТРОЛЬ – ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА

Среди вопросов, которые властям области предстоит решить в первую очередь, – обеспечение непосредственного доступа рыбаков-любителей к водным биоресурсам. Рыбопромысловые участки для любительской рыбалки сегодня существуют далеко не во всех районах Сахалинской области: подавляющее большинство РПУ в свое время было отнесено к коммерческому рыболовству и распределено на конкурсах для промышленного и прибрежного промысла. В результате оказалось, что на деле рыбаки-любители фактически лишены возможности рыбачить (особенно по анадромным видам рыб), не нарушая границ чьих-либо РПУ.

Этот вопрос в Сахалинской области планируют решать в сотрудничестве с рыбопромышленными предприятиями. На правах юридического лица-пользователя РПУ им предлагается заключать соглашения с многофункциональными центрами. А на основе этих соглашений МФЦ получат возможность выдавать гражданам путевки на вылов. Такая схема, помимо соблюдения требований законодательства, обеспечивает прозрачность всему процессу и позволяет осуществлять жесткий учет числа рыбаков-любителей.

Сложнее обстоит дело с теми районами области, где нет РПУ. Решение этого вопроса властям региона еще предстоит найти во взаимодействии со специалистами заинтересованных ведомств, контрольных и надзорных органов.

Следующий серьезный раздел – обеспечение контроля и безопасности рыбаков-любителей. Поиском решений этих вопросов правительство области занимается совместно с региональным агентством по информационным технологиям и связям (АИТС).

«Спортивно-любительское рыболовство – это не только промысел, это комплекс вопросов, связанных с жизнью людей на берегу, которую необходимо организовать. И нет разницы, решил человек порыбачить или просто искупаться, – мы должны создать условия для этого, должны внедрить эффективную систему обеспечения безопасности», – отмечает заместитель председателя правительства Сахалинской области Игорь Быстров.

Так, что касается любителей, которые предпочитают рыбачить с суши или в удалении не дальше 5 км от берега, то для их безопасности планируется обеспечить устойчивую сотовую связь в местах традиционного отдыха населения и, при необходимости, расширить зоны покрытия GSM.

Но там, где речь идет о потребительском рыболовстве (равно как и о коммерческом), возникает необходимость не только формального соблюдения правил и норм безопасности, но и использования специальных технических средств контроля. К сожалению, на Сахалине, как и в других прибрежных регионах России, печальная статистика несчастных случаев с участием маломерного флота пополняется каждый год. Лодочки и катера, которые выскакивают в море без уведомления – по погоде, могут даже не иметь регистрации. Что уж говорить о наличии у их владельцев дорогостоящих спутниковых ТСК, рассчитанных на суда промышленного рыболовства.

Вместе с тем для обеспечения должного контроля и безопасности в море такие специализированные средства связи жизненно необходимы. Власти Сахалинской области совместно со специалистами АИТС намерены привлечь к решению проблемы поставщиков такого оборудования. Стоит задача обеспечить рыбаков-любителей ТСК, которые были бы доступными по цене (в пределах 10-15 тыс. рублей), обеспечивали обратную связь (прием и передачу сигнала) и имели минимальный набор дополнительных функций. Одним словом, планируется предложить рыболовам надежный, функциональный и дешевый прибор, который стал бы для них такой же незаменимой вещью, как и спасжилет.

Задача второго плана, которую предполагается реализовать после запуска проекта, – интегрировать в подобные технические средства связи и контроля системы отчетности, например, электронный промысловый журнал.

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ И ТОРГУЙ СПОКОЙНО

ще один момент, который нуждается в урегулировании до начала реализации эксперимента, – это сбыт уловов рыбаками-любителями, которые осуществляют потребительское рыболовство, в специально установленных местах торговли или сдача свежей рыбы на перерабатывающие предприятия.

Как следует из разъяснений инспекции Федеральной налоговой службы, в отличие от рыболова, который использует водные биоресурсы в целях рекреации, рыбак-любитель, который продает или получает некую выгоду от использования биоресурса, обязан уплачивать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Для соблюдения требований налогового законодательства власти области намерены не только информировать граждан об их обязанностях перед государством, но и снабжать необходимой отчетной документацией.

Разработчики проекта поясняют: путевка на вылов ВБР (за исключением анадромных видов), которая выдается в МФЦ, для рыбака-любителя фактически является не разрешением (т.к. гражданин в принципе обладает этим правом), а пакетом необходимых документов. К путевке, в частности, прикладывается своего рода договор об изъятых биоресурсах и цене их реализации, который позволяет подготовить рыбаку-любителю налоговую декларацию и оплатить НДФЛ. Предпринимателю, который приобрел у любителя улов, такой договор (закупочный акт) позволит показать надзорным и контролирующим органам легальность источника получения рыбы с указанием данных продавца и стоимости сырья.

Кроме того, пакет документов будет включать и информационные материалы о разрешенных и запрещенных объектах промысла в Сахалинской области, которых только в прибрежной зоне насчитывается порядка 300 видов. Полезной для рыболовов будет и информация о местах рыбалки, сезонных ограничениях, предусмотренных правилами рыболовства, и т.д.

Однако отмечается, что для любительского вылова анадромных видов рыб потребуется отдельный вид путевок, в которые будут вноситься решения комиссии по анадромным об акваториях, объектах промысла и разрешенных орудиях лова (например, ярусы или донные сети). В этом случае путевка уже будет носить характер разрешения. При получении такой путевки непременным условием для рыбака-любителя будет осуществление вылова только в установленной акватории и установленного объема рыбы в счет общего вылова.

«В рамках действующего законодательства на сегодняшний день рыбаки-любители имеют право поймать, к примеру, камбалу на удочку и имеют право ее продать. Но они этим даже не пользуются, так как, продав камбалу, должны заплатить налоги. Более того, если промышленник купил камбалу у такого рыболова и отправил ее в переработку, то должна быть ответственность за безопасность и легальность происхождения этой продукции… Получается, что комплекс, прописанный в законодательстве, не реализован на практике в отношении рыбы, хотя активно реализуется при обороте тех же грибов и ягод. Мы ставим задачу использовать эти возможности и попытаться их администрировать в рамках эксперимента с любительским рыболовством на территории Сахалинской области», – поясняет Игорь Быстров.

ПОД ПРИЦЕЛОМ КАМЕРЫ

Сами механизмы регулирования оборота уловов потребительского рыболовства начали создаваться еще в прошлом году. Рыбакам-любителям предлагается сдавать живую и охлажденную продукцию в установленных муниципальными образованиями местах, на причалах и в торговых рядах. На сегодняшний день список таких специализированных площадок для торговли сельхозпродукцией и охлажденной рыбой насчитывает 110 объектов в пятнадцати муниципальных образованиях. Однако для облегчения контроля оборота любительских уловов, по крайней мере на начальном этапе, число площадок предлагается существенно сократить.

Постановлением областного правительства (№ 415 от 9 октября 2015 года) утверждены и рекомендации по транспортировке и реализации населению свежей рыбы и оформлению торговых мест. В документе, в частности, отмечается, что не требуется оформление ветеринарных сопроводительных документов на свежую рыбу, перемещаемую в пределах Сахалинской области. Однако сама рыба должна соответствовать требованиям, установленным правилами ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры (приказ Минсельхоза № 462 от 13 октября 2008 года).

Также к началу реализации эксперимента по любительской рыбалке Роспотребнадзором разработаны памятки для покупателей и самих рыбаков-любителей с указанием требований к хранению и транспортировке уловов и рекомендациями по приготовлению рыбы.

Особо подчеркивается, что в готовом виде рыбо- и морепродукция может попасть на прилавок только в том случае, если она была изготовлена промышленным способом. Это относится и к вареным крабам, соленой и вяленой рыбе.

Свежие уловы рыбаков-любителей, по задумке сахалинских властей, должны не только помочь в насыщении внутреннего рынка, но и привлечь туристов. А лучшей рекламой рыбного изобилия Сахалинской области должны стать полные прилавки и активная рыбалка в популярных местах отдыха. Увидеть все это не на картинке, а в реальном времени позволят веб-камеры, аналогичные тем, которые сегодня ведут прямую трансляцию со склонов горнолыжного курорта «Горный воздух».

На начальном этапе планируется установить несколько камер в рыбных ларьках и местах сдачи любительских уловов. Это к тому же помогает обеспечить дополнительный контроль за оборотом рыбы и морепродуктов.

Позже, уже в рамках программы «Доступная рыба», в самом Южно-Сахалинске может появиться специализированная площадка для торговли живорыбной продукцией, откуда также будет вестись онлайн-трансляция. В случае успешной реализации проекта дополнительное внимание интернет-пользователей получат и прибрежные туристические центры. Здесь предлагается развивать инфраструктуру спортивного и семейного отдыха с возможностью не только порыбачить, но и отведать блюда, приготовленные из собственного улова профессиональными поварами.

Еще одной сферой применения современных технологий в рамках сахалинского эксперимента должна стать прослеживаемость продукции. В качестве инструмента предлагается использовать разработку Роснано – электронную бирку. С ее помощью можно отслеживать не только путь, который рыба или морепродукты прошли до прилавка, но и температурные и другие показатели.

ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Движение по пути переформатирования любительского и спортивного рыболовства в Сахалинской области носит комплексный и поэтапный характер. Разработчики проекта не исключают возникновения новых вопросов в ходе его реализации, поэтому к масштабам эксперимента на Сахалине также относятся предусмотрительно.

«Изучая ситуацию и общаясь с местными рыбаками, мы пришли к выводу, что невозможно начать эксперимент в рамках всей Сахалинской области полномасштабно, – говорит зампредседателя правительства области. – Что касается «трех хвостов» или любительского рекреационного рыболовства – да, это и Сахалин, и Курилы. А что касается привлечения дополнительных объемов для перерабатывающих предприятий – так называемого потребительского рыболовства – то к этой части все-таки необходимо подходить осторожнее».

Поэтому предварительно эксперимент предлагается распространить на несколько районов Сахалинской области. В первую очередь это те субъекты, где самозанятость населения возможна только в сфере рыболовства: Александровск-Сахалинский и Томаринский районы, Северные Курилы (потенциально Южные и Центральные Курилы).

Подходящей площадкой для реализации эксперимента, по мнению региональных властей, является и Невельск. Это самый новый город Сахалинской области, заново отстроенный после землетрясения 2007 года. Единственное, чего там не хватает, – работы для местных жителей. Сегодня сахалинские власти поощряют развитие в городском округе рыбацкого бизнеса, но основная часть людей все-таки уходит на заработки в промышленное рыболовство, работая море. Для обеспечения занятости более широкого круга людей и формирования источников пополнения местного бюджета правительство области планирует создать условия для развития в Невельске любительского (потребительского) рыболовства и рыбопереработки.

Следующей площадкой для рыболовного эксперимента должны стать традиционные места отдыха населения Сахалинской области: залив Мордвинова и Анивский район. Здесь на базе местных предприятий планируется развивать торгово-закупочные пункты и центры обеспечения туристических услуг.

Такая локализация на первых этапах реализации экспериментального проекта должна облегчить и осуществление контрольно-надзорных функций сотрудникам Государственной морской инспекции. «Мы не запрещаем людям рыбачить в других местах, но мы говорим о систематизации оборота любительских уловов, – подчеркивает Игорь Быстров. – Сам проект задуман в качестве комплексного инструмента, который поможет выправить ситуацию с промыслом в прибрежье и, в том числе, сократить объемы браконьерства».

В РАБОЧЕМ РЕЖИМЕ

Масштабы предстоящих изменений требуют постоянной работы над проектом. Ежедневно в правительстве Сахалинской области проводятся совещания с участием представителей контрольных, надзорных структур, органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, рыбопромышленных компаний и объединений, которые откликнулись на предложенный эксперимент по упрощению промысла в прибрежной зоне. Как отмечает один из участников этой работы, представляющий отраслевой бизнес, вопросы регулирования непрофессионального рыбного промысла назрели давно и нуждаются в продуманном решении.

«Мы поддерживаем ту работу, которая сегодня проводится властями области в этом направлении, потому что так или иначе потребительское любительское рыболовство присутствует, но находится пока в теневой стороне. Все это, конечно, необходимо упорядочить, – уверен коммерческий директор ООО «Таранай» Дмитрий Матвеев. – Человек захотел что-то поймать, оформился, выписал билет, выловил, отчитался. Если появились излишки, он их законно продал на переработку, – и ему спокойно, у него нет страха быть пойманным, и устраняется почва для разрастания коррупции. При этом перерабатывающее предприятие получает дополнительное сырье для промышленного производства, а рыбак-любитель получает возможность материального подкрепления, что актуально в нынешних экономических условиях».

Среди предложений к проекту со стороны промышленников, в частности, была озвучена необходимость упорядочить выход в море и возвращение любителей с рыбалки. «В первую очередь будет контроль за выловом и безопасностью мореплавания, да и сам процесс будет согласован с пограничными органами и позволит избежать трагедий», – полагает Дмитрий Матвеев.

С самого начала реализации проекта в рабочем процессе принимают участие и представители рыболовов-любителей. Тем более что, по их мнению, в предложенном эксперименте содержится много весьма непростых вопросов, которым сложно дать однозначную оценку, но между тем необходимо искать решение.

«Основной контингент нашего клуба – это те, кто относится к любительской рыбалке как к отдыху. Но основная масса любителей в Сахалинской области – это неорганизованные рыболовы, поэтому мы ставим себе задачу представлять интересы всех рыбаков-любителей, т.е. не профессионалов», – пояснил позицию рыболовного клуба «Сахалин-Курилы» заместитель председателя Сергей Серебряков.

По его словам, в целом у представителей клуба пока нет однозначной оценки предлагаемым инициативам. «С одной стороны, по нашему мнению, рыбаки-любители торговать не должны. Любитель – это тот, кто использует улов для личных целей. Для торговли ты должен взять путевку или патент, заплатить налог с прибыли (если он не включен в стоимость патента) – вот это правильный подход. Но тогда по сути это уже не спортивно-любительская рыбалка.

С другой стороны, безусловно, мы поддерживаем идею, что любительское рыболовство развивать нужно и делать это следует таким образом, чтобы все это не вылилось в бесконтрольную добычу. Поэтому и планируется начать эксперимент с нескольких районов, где будет легче контролировать весь процесс», – прокомментировал вопрос Сергей Серебряков. «Мы участвуем в обсуждении проекта с самого начала, в том числе с той целью, чтобы отделить любительское рыболовство в рекреационных целях от потребительского. Пока, правда, никаких серьезных предложений от нас не поступало, т.к. сложно до конца представить реальную картину, как это выйдет на практике, – ждем, что будет получаться в экспериментальных районах», – добавил он.

Четкая и понятная для всех схема реализации проекта, которая будет вписываться в рамки отраслевого и налогового законодательства и подкрепляться областной нормативно-правовой базой, – одна из основных задач при работе над экспериментом. Но неизбежно будут возникать и вопросы, которые потребуют решения на федеральном уровне, отмечает руководитель агентства по рыболовству Сахалинской области Сергей Диденко. «В соответствии с постановлением Правительства и указанием Президента в качестве эксперимента будет работать специальная комиссия в рамках урегулирования межведомственных отношений. В процессе деятельности будет формироваться блок вопросов, которые невозможно решить без изменения законодательства и отдельных указов главы государства. Задача участников комиссии – четко сформулировать, что и где необходимо будет поправить, чтобы в дальнейшем вопросы получили должное решение на официальном уровне».

Кроме того, по словам руководителя агентства, помимо глобальных вопросов важно не забывать и про простые, но важные моменты, которые можно решать на местах. Начиная с элементарного информирования граждан о требованиях правил рыболовства.

«Разрабатывая правила, мы пытаемся прописать в них абсолютно все, но в итоге возникает серьезная зарегулированность, которая сковывает любое дальнейшее движение. Поэтому важно снабдить рыбака-любителя, который отправился на рыбалку в конкретный район, краткой фактической информацией: что он здесь может ловить свободно, что – с ограничениями, а что запрещено ловить при любых условиях. Тогда человеку будет понятно, что от него требуется и как избежать нарушений, – считает Сергей Диденко. – Вот эту работу мы должны вести и развивать на территории Сахалинской области и всей страны».

comments powered by HyperComments