Третьему сектору не хватает доверия власти

Общественная палата РФ в ежегодном докладе «О состоянии гражданского общества» ставит вопрос об участии гражданского общества в реализации нацпроектов. «В условиях слабой экономики реализовать национальные проекты без участия гражданского общества невозможно»,— сказал “Ъ” глава ОП Валерий Фадеев, отметив, что для этого придется добиться «доверия власти» к третьему сектору. Как и в прошлом году, ОП предлагает обновить закон «О некоммерческих организациях» и изменить систему их учета.

В проекте доклада о состоянии гражданского общества ОП предлагает пересмотреть «устаревший» закон «О некоммерческих организациях»: разграничить виды НКО, предусмотреть для них «развитие инфраструктуры поддержки» и налоговые льготы «по примеру малого и среднего бизнеса», а также изменить систему статистики. По данным Минюста на 2018 год, в РФ работает 219,5 тыс. НКО. В их число входят политические партии, религиозные, юридические, казачьи и профсоюзные организации, государственные и муниципальные учреждения, госкорпорации («Роснано», «Роскосмос», «Роcатом»). Из статистики невозможно понять, сколько и в каких сферах реально работает НКО, отмечается в докладе, возможно, поэтому граждане «не привыкли считать некоммерческие организации необходимыми, как это сложилось в странах с длительной традицией существования третьего сектора». Такие же предложения были в прошлогоднем докладе ОП, однако с тех пор ситуация не изменилась.

Одной из главных проблем развития третьего сектора остается «слабая информированность населения о деятельности социально ориентированных НКО». Согласно исследованию аналитической группы «Циркон», проведенному в 2018 году, даже в Москве, где о деятельности НКО знают 63% опрошенных, 85% ответили, что не пользовались их услугами. В мероприятиях НКО участвовали 9% из тех, кто вообще помогал другим, и только 2% москвичей смогли назвать благотворительные акции, в которых принимали участие. А конкретные социально ориентированные НКО — фонды «Подари жизнь» и «Вера» — смогли назвать только 2% москвичей.

Какие НКО получили президентские гранты

Какие НКО получили президентские гранты

Социально ориентированные НКО не могут конкурировать «с малым и средним бизнесом», не имеют доступа к льготным кредитам и налогообложению и преференций при заключении госконтрактов. Есть у них и административные барьеры: например, в Башкирии, как говорится в докладе, были случаи фиктивной передачи услуг НКО через перерегистрацию бюджетных организаций в некоммерческие. Кроме того, для таких НКО нет методики тарифицирования услуг, в итоге им не хватает заработанных средств даже на оплату аренды помещений и ЖКХ. Например, в Ростовской области тариф за социально-психологические консультации, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений,— 13,3 руб., покупка и доставка на дом продуктов питания — 15,2 руб. Проблемы тарификации, как считают в ОП, должен снять законопроект Минфина «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Законопроект позволяет сделать публичной информацию об объеме услуг, который государство обязуется предоставить, и устанавливает единые подходы к проведению отбора исполнителей, в регионах он будет реализовываться с 2020 года.

Также ОП предлагает законодательно отрегулировать деятельность волонтеров, в частности, «перейти к общепринятому в мировой практике подсчету труда в человеко-часах». В одном случае 100 добровольцев два дня оказывали помощь в проведении форума, в другом — 10 волонтеров ежедневно в течение года раздавали бесплатное питание бездомным, но в статистике они будут учтены как «110 добровольцев», поясняют в ОП. Необходим и учет труда волонтеров по видам деятельности: «Одно дело — участвовать в проведении крупных спортивных мероприятий, другое — работать волонтером в хосписе».

Почему социальные НКО трудно приживаются в регионах

Почему социальные НКО трудно приживаются в регионах

Третий сектор, считают в ОП, может также поспособствовать реализации нацпроектов. «В условиях слабой экономики без участия гражданского общества в реализации нацпроектов невозможно достичь целей, поставленных президентом»,— сказал “Ъ” господин Фадеев, поэтому в ОП обсудят «возможные изменения в законодательстве». Он привел в пример прозвучавшую на общественных слушаниях в ОП критику Стратегии пространственного развития, в которой «бюрократы отодвинули в сторону половину страны». «Мы будем добиваться, чтобы в стратегию вошло развитие малых городов и сельских территорий, где есть огромный потенциал роста, можно создать около 1 млн новых рабочих мест»,— сказал глава ОП. По его словам, НКО в отличие от экономики «быстро развиваются», «надо только добиться взаимопонимания с бюрократией, доверия власти». «В какой регион ни приедешь, везде дают два списка: это правильные НКО, а это неправильные,— сказал он “Ъ”.— Значит, у власти нет доверия к обществу. Но и у общества нет доверия к власти. Такая картина наблюдалась во всех регионах, где были проблемы на выборах губернаторов в сентябре».

Наталья Городецкая, www.kommersant.ru